Как и где делают нестандартные Скании?

Фото: Максим Чернявский

Сегодня у каждого мирового производителя существует большое количество моделей и модификаций, перекрывающих типовые нужды клиентов. Однако иногда покупателю требуется нечто узкоспециализированное для особых операций, в единичном количестве. Но ради штучных продуктов огромные заводы не могут нарушать конвейерный цикл стандартной сборки, добавляя специальные технологические операции и особую логистику. Тут им на помощь приходят маленькие ателье — «передельщики». Раньше эти фирмы были независимыми, но теперь в большинстве принадлежат концернам. На сегодняшний день подобных организаций насчитывается два десятка только в Европе — среди них есть и относительно крупные, годовой выпуск которых составляет сотни машин, и крошечные, собирающие пару дюжин машин в год.

Схема взаимодействия отработана десятилетиями: ателье проходит аудит производителя машин, получая одобрение на свои спецузлы и агрегаты. А головной концерн перенаправляет заказы на нестандартные машины в это ателье. И клиент обычно даже не догадывается, что его грузовик собран не на головном заводе, а отдельным сторонним цехом. При этом все гарантийные обязательства, само собой, несет головная организация.

Если же говорить непосредственно о марках, то у Мерседеса это фирмы Paul и Titan, у Volvo — Popp и Bas, у МАНа — Toni Maurer. Есть свое спецателье и у фирмы Scania.

Это небольшая компания Laxå, названная так по имени шведского городка, где она расположена. В конце 1950-х годов это была механическая мастерская под названием Fordonsskräddarna. Став одним из дилеров Scania-Vabis, фирма постепенно занялась доработками исходных машин под нужды клиентов. И достигла в этом большого прогресса, особенно в переделке кабин. Все последующие годы сотрудничество со Сканией развивалось успешно, и с 2020 года Лаксо полностью принадлежит ей, превратившись в цех специальных машин.

Основную долю в продукции по-прежнему занимает техника с нестандартными кабинами. В первую очередь это сдвоенные кабины для пожарных расчетов, с собственным именем CrewCab. Они выпускаются в двух размерах: обычные, длиной 3120 мм, и удлиненные до 3420 мм. От обычных они отличаются, помимо размеров, дополнительным кондиционером для заднего ряда (вместимость — до восьми человек) и подушками безопасности под крышей. Помимо сдвоенных, здесь производят и специальные единичные версии наподобие кабин Longline, и штучные для прототипов ателье Svempa.

На том же предприятии делают и обычные кабины серии L с пониженным уровнем пола. Большинство из них устанавливается на коммунальные машины, но встречаются и развозные, и даже тягачи в такой комплектации.

Свежая модификация в программе Laxå — элетротягачи с пантографом

Помимо кабин, в Лаксо занимаются и сборкой нестандартных шасси. Вариантов бесконечное количество — ведь процесс ведется вручную. Возможно удлинение или укорачивание рамы, изменение ширины колеи и расположения осей. Добавка или удаление моста: ведущего и неведущего, поворотного или неповоротного, подъемного или неподъемного, с одинарными или сдвоенными колесами. Модификация подвески: установка усиленной, механической вместо пневматической или наоборот. Замена коробки передач специальной, установка раздаточной и коробки отбора мощности. Здесь же занимаются обслуживанием и ремонтом спецмашин, а также производят для них запчасти.

Само собой, будучи частью головного концерна, Лаксо пользуется таким же современным оборудованием, а компьютерная система управления подключена к общей межзаводской сети. На сегодня там работает 160 сотрудников, которые в прошлом году собрали около полутора тысяч специальных Сканий.

Рекомендованные статьи