Новая Tatra Phoenix прошла испытания в объединении Сургутнефтегаз — Максим Чернявский побывал там
Слышали выражение — «как феникс из пепла»? Вот и чешская Tatra сейчас старается возродиться, как феникс... То есть как Phoenix, и не из пепла, а из нефти! Новая Tatra Phoenix прошла испытания в объединении Сургутнефтегаз — я побывал там.
Ханты-Мансийский автономный округ, или Югра на местном наречии, — заповедник грузовиков, и не обычных, а внедорожных. Здесь полным приводом не оснащены разве что Газели скорой помощи и городские автобусы! И, пожалуй, нет такой европейской марки полноприводных самосвалов, которую бы не эксплуатировал богатый Сургутнефтегаз. MAN и Scania, Mercedes и Volvo, Iveco (в основном российской сборки, из Миасса)... Не говоря уже о чешской Татре. Эта марка знаменита здесь еще с советских времен, когда чехи выпускали по 15 тысяч грузовиков в год и половина этого количества уходила в СССР. Существовала поговорка: «Магирусы построили БАМ, а Татры — Сибирь».
Конечно, времена уже не те, а недавно Tatra с ее специфической продукцией и небольшими объемами производства и вовсе чуть не пошла на дно стараниями владельцев-американцев. И все-таки завод выжил: в 2013 году его выкупили чешские владельцы, сумев реализовать около 700 автомобилей. Правда, на Россию из них пришлось только 69 экземпляров.
Нынешняя надежда чехов — Tatra Phoenix, о которой мы рассказывали еще в АР №20, 2011: оставив прежним традиционное шасси с трубчатой хребтовой рамой и качающимися полуосями, чехи позаимствовали у массовой модели DAF CF кабину, двигатель, а заодно коробки передач ZF, причем можно заказать даже «робот» ZF AS-Tronic. Машина получилась удачной, но мелкосерийной: на сегодняшний момент выпущено лишь около 500 экземпляров. У самосвала, с которым я знакомился, — порядковый номер 239, а сделана машина в сентябре 2013 года.
И вот я — на одном из «кустов» в часе езды от Сургута, в карьере, где грузят самосвалы. Из-под экскаватора отъезжает Mercedes Actros 3341 6х6 в фирменной сине-белой раскраске Сургутнефтегаза, следом грузится его конкурент MAN TGS 40.400.
А вот и наша «татрочка», как зовут ее чехи. Прежде всего, она четырехосная, с колесной формулой 8х8, которая может превращаться в 8х4 (передние мосты отключаются, что уменьшает расход топлива на шоссе). Шины — широченные односкатные «лапти», причем задние, с посадочным диаметром 21 дюйм, крупнее передних, 20-дюймовых. Двигатель развивает 462 л.с., что соответствует правилу «десять лошадиных сил на тонну»: полная масса машины, как указано на табличке в кабине, равна 46,4 т, а по данным спецификации — все 50 т. Впечатляет!
Если заглянуть под самосвал, видно знаменитую хребтовую раму — могучую трубу из легированной стали, в которую упрятаны карданные валы и главные передачи. Правда, из-за нее при ремонте к двигателю и коробке передач трудно подобраться снизу, зато труба отлично защищает их, поскольку они расположены выше. Но зачем здесь мощная защита двигателя, если тот и так прикрыт снизу трубой? Оказалось, это — нечто вроде лыжи, которая не позволяет Татре прорезать своей трубой глубокую траншею по центру колеи. Если «лыжи» не будет, самосвалы других марок просто не пройдут вслед за Фениксом!
Кстати, клиренс здесь солидный, 35 см, а вот зазор между колесами и кузовом маловат, учитывая большие ходы независимой подвески с пневмоэлементами.
Кузов чешской марки Porgest вмещает «с горкой» 22 кубометра породы, причем он огибает колеса второй оси: решение не очень технологичное, зато понижающее центр тяжести. Есть здесь и обогрев кузова выхлопными газами, правда, он, по словам эксплуатационщиков, «так себе», но это неизбежная плата за более холодный выхлоп у двигателей Евро-5. Зато на машине стоит «арктический пакет» с полным набором подогревателей: фильтра-«сепара», двигателя, коробки передач, аккумуляторов (их жидкостной обогрев «врезан» в систему охлаждения двигателя), бачка с мочевиной и его трубопроводов. Еще в комплектацию входит «утеплитель капота» — то есть фальшрадиаторной решетки.
Защитные решетки фар чехи зря закрепили болтами «под звездочку»: и протирать фары неудобно, и менять их, если разобьются, тоже. А пластик облицовки вокруг крепления буксирной проушины на передке уже расколот: сюда бы могучий буксирный палец в бампере, как у новых самосвалов Scania или Volvo!
Кабина знакома по прежнему тягачу DAF CF нашего эксперта Николая Панова: в такой я полмесяца ездил по Европе. Только здесь она посажена гораздо выше, и приходится карабкаться, используя дополнительные ступеньки. А поскольку «спальника» в кабине самосвала нет, места для сумок и вещей остается немного. Впрочем, на самосвалах обычно ездят поодиночке и одежду кладут на правое сиденье.
За бортом — минус 15 с ветром, а наш водитель Николай сидит в одной рубашке. Здесь просто Ташкент, как говорят водители: объем кабины небольшой, а отопителя аж два, и обычный жидкостной, и независимый воздушный.
Tatra, доверху груженная промороженным песком, величаво и плавно плывет по грунтовке. Только что я трясся по ней в «уазике», на котором приехал из Сургута, а теперь — куда исчезли ямы? Шумоизоляция тоже на высоте: двигатель урчит негромко, и мы с водителем разговариваем вполголоса. Он четверть века работает «на северах»: начинал еще на МоАЗе-скрепере и водил, пожалуй, все местные марки грузовиков, включая Steyr и капотный MAN. Новый самосвал Николаю нравится: «Настоящая Татра, только гораздо комфортней». Тем более что мощности хватает, дорогу Phoenix держит отлично, а на шоссе уверенно разгоняется до максимальных 90 км/час.
Я заглянул в борткомпьютер: средний расход топлива — около 60 литров на сотню. По местным меркам это немного: расход у самосвалов-«европейцев» здесь может доходить до 150 л/100 км! А недостаток этой «татрочки» при эксплуатации — ее вес. Чем вытаскивать 50-тонного монстра, если он засядет? Только гусеничным бульдозером.
Но основная проблема в другом. При цене 200 тысяч евро такая Tatra дороже всех конкурентов! Поэтому представители Татры предлагают сравнивать их самосвал не с обычными, а с сочлененными — и уже на их фоне он выигрывает и по цене, и по габаритам (поскольку может ездить по дорогам общего пользования), не говоря уже о расходе топлива.
Что касается машины, о которой шла речь в статье, то Сургутнефтегаз так и не купил ее, зато заказал пять менее тяжелых самосвалов Phoenix 8х8. После Сургута машину отправили во Владивосток, следом ее должны испытать в Хабаровске, Челябинске и на Новолипецком металлургическом комбинате.
Тем временем Tatra объявила о создании модели Phoenix в версии Евро-6: она отличается не только двигателем, но и фарами от рестайлингового ДАФа Евро-6, и другой облицовкой. Дела у завода идут неплохо: в 2014 году он собирается произвести более 800 грузовиков. Жаль только, наша страна перестала быть главным рынком для чехов...