КАМАЗ против неоригинала: не все фильтры одинаково полезны?
КАМАЗ обнародовал сообщение: «При попытке ввоза в Российскую Федерацию из КНР был задержан контейнер с масляными, топливными фильтрами, на которые были нанесены товарные знаки KAMAZ, сходные с товарными знаками, принадлежащими ПАО КАМАЗ». Подробности таковы. Получатель груза, компания МАК КОМ из Выборга, которая торгует всевозможными фильтрами, заказала из Китая контейнер с товаром, который шел через Балтийскую таможню. Там его и задержали: в контейнере лежало 1078 новеньких фильтров на сумму 3 441 660 рублей. В результате суд назначил компании штраф в размере (только не смейтесь) 50 тысяч рублей, а продукция «подлежит уничтожению».
Получается, неоригинальные запчасти для КАМАЗов отныне подлежат преследованию? Первым делом я заглянул на склад одного из дилеров: там на полках ровными рядами лежат коробочки с надписью: «Оригинальные запчасти КАМАЗ». Прямо как на сервисах европейских марок!
А вот в ящике с масляными фильтрами обнаружились, наряду с камазовскими изделиями, аналоги без коробки и с индексом DIFA 5144. Серый импорт из Китая? Нет, эта компания белорусско-российская, и выпускает она фильтры для самой разной техники, причем для БелАЗов и МАЗов поставляет прямо на конвейеры. Есть в гамме и продукция для самых разных моторов КАМАЗ, причем фильтры этой марки сертифицированы камазовцами и допускаются ими к применению — то есть дилеры могут ставить и неоригиналы, но только разрешенные производителем.
Список допущенных КАМАЗом неоригинальных фильтров был сформирован еще в 2014 году: в него, помимо упомянутой марки DIFA, входят известные MANN+HUMMEL и Fleetguard, а также Евроэлемент (Новокузнецк), Автоагрегат (Ливны Орловской обл.), Энгельсский завод фильтров, Седан и Эталон-Пром (Набережные Челны). И никакого Китая!
Зато на свободном рынке — пожалуйста. Если камазовский оригинал UFI 6W.23.614.00 для моторов Евро-5 стоит около 3700 рублей, упомянутая DIFA — около 2000 рублей, то всего за полторы тысячи можно купить некий безымянный аналог без всякого логотипа, только с надписью: «Fine oil filter». Откуда он, поставщик не скрывает: «Предлагаем проверенные на практике фильтры китайского и корейского производства». Стоило порыться в интернете, и я обнаружил китайский масляный фильтр для КАМАЗов вообще за 690 рублей... Другой вопрос, как такие расходники влияют на срок службы масла, да и самого двигателя — а ведь его ремонт обойдется куда дороже, нежели затраты на те же фильтры.
Вот этот «китаец» неоригинальный, но легальный...
Теперь обратите внимание: ни на одном из неоригинальных фильтров, о которых шла речь выше, нет слова «KAMAZ». А поставщики из Выборга вместе с китайскими партнерами нанесли на явно неродную продукцию камские логотипы — и это, как говорится, уже совсем другая статья. На сайте компании до сих пор висит объявление о продаже, видимо, тех самых фильтров — мол, это новинка, сделанная компанией LIBN в Китае. Причем с надписью: «Use for KAMAZ» и хитрым индексом 62631400 — почти 6W.23.614.00, только буквы нет и цифры перевернуты. Этакий Abibas: поди пойми с непривычки, что перед тобой «левак»!
...а такой, с логотипом KAMAZ, продавать нельзя
Вывод таков: конечно, борьба российских автомобильных производителей за чистоту бренда похвальна, и оригинальные запчасти обычно вызывают доверие, поскольку однозначно должны подходить автомобилю. Но они бьют по кошельку — и если брать неоригинал для ТО или ремонта, то желательно допущенный производителем (что, впрочем, не всегда возможно для иномарок, особенно в нынешних условиях) и не очень дешевый: скупой платит дважды.