Концепты, первое место и газовый лесовоз: Scania подвела в Москве итоги года
Место встречи изменить нельзя: недавно мы рассказывали о пресс-конференции компании MAN, которая прошла на сороковом этаже небоскреба в центре Москва-Сити, а теперь там же провела свою конференцию Scania. Потому что обе компании входят в единую фольксвагеновскую группу Traton? Оказалось, нет — просто совпало.
У российского подразделения Скании — новый генеральный директор: поляка Войцеха Ровински сменил итальянец Симоне Монтанья. Он уже работал в России с 2012 по 2015 год (возглавлял подразделения «Скания Лизинг» и «Скания Страхование»), и у него русская жена — в общем, наш человек.
Сейчас глобальная цель Скании — «озеленение»: к 2025 году 10% всех машин этой марки должны выпускаться с электроприводом, а к 2030-му — уже 50%. Продолжаются работы и над беспилотниками: до сих пор они предназначались только для закрытых карьеров и т.д., а теперь создан дальнобойный вариант с радарами, лидарами и прочими «органами осязания».
Если говорить об итогах тяжелого коронавирусного года, то в 2020-м Scania реализовала во всем мире чуть менее 67 тысяч грузовиков (падение на 27%), около 5200 автобусов (спад еще больше, на 33%) и приблизительно 11 тысяч моторов для установки на стороннюю технику — а вот тут все стабильно. Кстати, подразделение «Двигатели Scania» только что сменило свое наименование на «Силовые решения Scania», поскольку компания будет заниматься выпуском упомянутых электромобилей и даже построит свой завод по выпуску литий-ионных аккумуляторов.
Среди сканиевских рынков Россия занимает достойное четвертое место после Бразилии, Великобритании и Германии. И если в других странах мира продажи упали в полтора, а то и в два раза, то в нашей стране все не так плохо: по сканиевским подсчетам, к нам было отгружено 4617 Сканий против 5061 годом ранее. Сама Швеция, как видно из таблицы, — на десятом месте.
С продажами грузовиков всех марок в России тоже не катастрофично: судя по показанной статистике, мы близки к вполне успешному 2014 году и уж никак не к провальным 2015-му и 2016-му. Кстати, по данным агентства Автостат, новых грузовиков в целом по стране зарегистрировано еще больше (74780 единиц), но сканиевцы учитывают только тяжелый класс, в котором, собственно, и играют.
Еще одна российская тенденция — неуклонное снижение доли европейских производителей на рынке. Если сразу после кризиса, в 2017 году, на долю «большой семерки» компаний приходилась почти половина продаж (44,4%), то сейчас — лишь около трети (33,5%). Зато объемы продаж наращивают КАМАЗ, Урал, даже «китайцы» — в общем, те, чьи машины дешевле. Несмотря на это, Scania стабильно занимает в России первое место среди «большой семерки» — а уже вслед за ней идут Volvo, MAN, Mercedes и другие.
Этому помогает мощная игра в специальных сегментах — мусоровозы, лесовозы, карьерные самосвалы. Среди новинок здесь — новый, более компактный карьерник Scania Hagen S, который я испытал прошлой осенью: у него три оси, а не четыре, как прежде.
Помимо традиционных дизельных грузовиков, очень хорошо продаются газовые: завезено 402 машины против 303 единиц в 2019-м и 214 в 2018-м. Среди завезенных газовых грузовиков есть и один на сжиженном метане (LNG), еще шесть таких машин законтрактовано на нынешний год. Новинка, которая только появилась в России и работает в Иркутской области, — газовый лесовоз (на снимке вверху): подробности пока неизвестны, но машина оснащена 410-сильным двигателем Евро-6 и может работать в составе автопоезда полной массой до 60 т.
Газовая тема развивается и в автобусном секторе: из 84 автобусных шасси и комплектных машин, которые сканиевцы поставили нам, 22 предназначены для туристических лайнеров Круиз, которые выпускаются на ЛиАЗе.
Интересный недавний контракт — поставка Сканий-рефрижераторов крупной сети супермаркетов Лента: в течение пяти лет Лента (которая раньше делала ставку на MAN) получит 50 фургонов и 220 тягачей. Самое интересное здесь — новый сервисный контракт Премиум, который покрывает не только техобслуживание, но и ремонт. Образно говоря, Лента изначально оплачивает все затраты, а потом просто пригоняет машины на сервис бесплатно по мере необходимости. Кстати, все больше покупателей заказывают сервисные контракты: если в 2017 году доля покупок с такими контрактами составляла 43% от общего числа, то в прошлом — уже более 77%.
Кстати, сейчас по стране работает 92 сканиевских сервиса — эта мощная сеть постоянно растет (в прошлом году открылись мастерские во Владимире, Саратове, Курске и т.д.). А вот собственный завод компании в Санкт-Петербурге произвел совсем немного машин, 280 единиц, — даже меньше, чем MAN, который собирает свои грузовики там же. Из этого можно сделать вывод, что собственная сборка под Питером нужна и Скании, и МАНу, например, для участия в тендерах на поставку грузовиков российского производства — но никак не для массовых поставок машин «made in Russia» на рынок.
Ну и наконец, школа водительского мастерства: еще в 2017 году Scania учила меня экономичному вождению — рядом сидел инструктор со специальным планшетом. И если тогда за год эти курсы прошли 1900 водителей, то в 2019-м — в два с лишним раза больше, 4323. И даже в карантинный прошлый год, когда многие занятия приходилось проводить онлайн, — 4012 человек. Кстати, над чем-то подобным сейчас задумались и на КАМАЗе: по моему опыту, новая модель К5 уже настолько приближена по функционалу к «европейцам», что без специального обучения на ней делать нечего...