Красная жара: Лапшин за рулем дакаровского МАЗа

Фото: Федор Лапшин

Была у меня давняя мечта — поездить на дакаровском грузовике, и не пассажиром, как обычно катают журналистов, а за рулем. И вот, как говорят психологи, гештальт закрыт — правда, я предполагал, что сяду на КАМАЗ... А это оказался капотный МАЗ! Причем моим наставником стал начальник команды и бронзовый чемпион Дакара-2020 Сергей Вязович.

«Тише, тише», — осадил меня Вязович. Да я и сам почувствовал: внезапно ударил снежный заряд — и на скорости за «сотню» тяжелый короткобазный болид начал вилять по мокрой и прямой, как посадочная полоса, дороге полигона под Минском. Эмоции настолько захлестывали меня, что было не до оценки поведения автомобиля: какие информативность руля и усилия на педалях, если я выжимаю 960 «лошадей» из дакаровского ­МАЗа, а из штурманского кресла советы дает сам Вязович?

Условия, в которых мазовцы готовят грузовики к гонкам, не сравнить с камазовскими

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», — писала Анна Ахматова. Когда б вы знали, где мазовцы готовят свою гоночную технику! Я не раз бывал в суперсовременном центре команды КАМАЗ-мастера: там подземный гараж, спортзал, лаборатории — наконец, даже не ремзона, а нечто вроде шоурума. А у мазовцев — тесный и не очень хорошо освещенный заводской корпус. И при этом они на Дакаре-2018 заняли второе место, а на Дакаре-2020 — третье.

МАЗ Перестройка имеет прямое отношение к гоночному МАЗу, потому что...

Погодите-погодите, а не тот ли это цех, где в свое время... «Тот самый», — подтвердили мои догадки мазовцы. И ворота те же, крашенные серой краской. Дело было в 2004 году — похоже, я стал последним журналистом, который видел знаменитый концепт-трак МАЗ Перестройка на ходу (сейчас он стоит на постаменте перед заводом). Тогда меня провели к цеху, распахнули ворота — но вывести Перестройку на площадку ­сумел только пожилой испытатель Иван Иванович, без которого никто не мог разобраться, как переключаются передачи. Ну а теперь из этого же бокса с рыком и грохотом выкатился гоночный капотник МАЗ-6440RR. Преемственность поколений!

Для начала отвечу на два вопроса, которые наверняка появятся у читателей. Первый: «Сколько все это стоит?» Камазовцы в прошлом году назвали конкретные цифры: бюджет команды составляет 11 млн евро, выезд на Дакар — 1,5 млн евро, участие одного спортсмена — более 12 тысяч евро, не включая перелетов, питания, гостиниц и т.д. Конечно, условия у мазовских гонщиков явно более скромные, но суммы, думаю, сопоставимы. Ведь и ­КАМАЗ-мастер, и МАЗ-СПОРТавто, по сути, даже не заводские, а окологосударственные команды, у которых на кону престиж страны.

Вопрос второй, который ехидно задают все, кто незнаком близко с подобной техникой: «Ну и что здесь своего? Рама да кабина?»

Начну с того, что речь идет об уникальных болидах, рассчитанных на бешеные нагрузки, — и потому логично, что привычных компонентов здесь раз-два и обчелся, да и те сильно переделанные. Даже рама у минского капотника необычная: большинство ее кронштейнов не привинчено, а приварено, что позволило хоть немного, но снизить вес. Кабина в основе своей как у дальнобойных МАЗов-5440, только с низкой крышей: раньше мазовцы ставили на гоночные грузовики кабину от лесовоза 6418, а эта — более просторная.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи