Дакар-2011 завершился: в зачете грузовиков победил Владимир Чагин на КАМАЗе, став семикратным чемпионом рейда

Дакар-2011 завершился. В зачете КАМАЗов... Простите, в зачете грузовиков победил Владимир Чагин на КАМАЗе, став семикратным чемпионом рейда. Следом финишировали три других камазовских гонщика. Триумф?

Кнынешней победе КАМАЗ-Мастера на Дакаре отношение неоднозначное. Даже полярное. «Россия — чемпион, камазовцы — герои!» Истинная правда. И вообще, «гвозди бы делать из этих людей». А уж как ездит Чагин — отрыв башки! Знаю на собственной шкуре. Но вот воп­рос: с кем бороться-то?

На старт Дакара-2011 вышло 73 «боевых» грузовика. Среди них шесть КАМАЗов — Чагина, Кабирова, Мардеева, Николаева, техничка команды BMW X-Raid с Решетниковым за рулем и еще экипаж из Казахстана. До финиша не дошла только машина Решетникова — заклинил двигатель. Казахстанский экипаж стал восьмым, а «великолепная четверка» из Набережных Челнов заняла все верхние строчки итоговой таблицы.

Когда гонка завершилась (финишировал только 41 грузовой экипаж), камазовцы традиционно обнародовали перечень поверженных автомобилей «десяти ведущих мировых автопроизводителей»: семнадцать МАНов, одиннадцать Мерседесов, восемь грузовиков GINAF, семь ДАФов, пять машин Renault... На этом фоне наши КАМАЗы выглядят просто великолепно. С одним но. Подавляющее большинство грузовиков на Дакаре (включая пятнадцать МАНов из семнадцати и все Мерседесы), в отличие от КАМАЗов, не имеют практически никакого отношения к заводам-производителям. Это машины частных команд, переделанные в частном же порядке.

Казахстанский экипаж КАМАЗ-Астана впервые участвовал в гонке — и занял восьмое место

А КАМАЗ-Мастер... Нет-нет, официально это уже не заводская команда. Но по сути — заводская, даже сверхзаводская! Если научно-технический центр КАМАЗа выглядит серенько, то соединенный с ним застекленным переходом спортивный центр КАМАЗ-Мастера — это огромный корпус с евроремонтом, где в переходах можно заблудиться. Великолепно оборудованный цех, стоянки (отдельно — для легковых машин), кабинеты, лаборатории, спортивный и актовый залы, сауна... Здесь работает ровно сто человек. И каждый раз, попадая сюда, я вздыхаю: фантастика! Такое конкурентам и не снилось.

Впрочем, на Дакар все же выезжает еще несколько экипажей, которые поддерживаются известными «грузовыми» компаниями. Лопрайс представляет чешскую Татру, у небольшого голландского производителя специальных грузовиков GINAF есть команда GINAF Rally Power, команда Veka из той же Голландии официально защищает честь марки MAN, а команду де Рооя (тоже из Голландии) поддерживает местный дилер IVECO.
Но никто из этих производителей либо не в состоянии, либо не считает нужным тратить столько сил и средств на подготовку спортсменов, машин и собственно на участие в ралли-рейдах, сколько КАМАЗ. И уж тем более ни у одной из других команд нет покровителей в лице руководителей государства!

Франц Эхтер на «фирменном» МАНе стал пятым и на ралли Шелковый путь-2010, и на Дакаре-2011

Нынешняя гонка завершилась 15 января. А утром следующего дня Дмитрий Медведев уже послал гонщикам телеграмму, поздравив с триумфальной победой. Интересно, а главы Голландии и Германии были в курсе, что «грузовые» команды из их стран участвуют в южноамериканском Дакаре? Сомневаюсь. Да и для большинства зарубежных «грузовых» гонщиков Дакар — лишь «фан», приключение, из которого хорошо бы выбраться с наименьшими потерями. Для нас же победа на Дакаре — национальная задача, престиж страны. Patria o muerte, Родина или смерть! И в этом — честь ему и хвала — неоспоримая заслуга Семена Якубова, бессменного руководителя команды. В конечном итоге это ведь благодаря ему по ходу Дакара сводки спортивных новостей начинались с успехов наших гонщиков, причем частенько все подавалось так, будто КАМАЗы лидируют и в «абсолюте». Неудивительно, что Медведев поздравляет наших бойцов!

Одно обидно. Хоть и уступают на Дакаре КАМАЗам и MAN, и Mercedes, и Renault, но это, похоже, нисколечко не отражается на их репутации более современных, надежных и безопасных грузовиков.

На этот раз часть соперников КАМАЗов отсеялась после первого же этапа. Де Роой сошел из-за болей в спине после неудачного прыжка (герои-камазовцы наверняка бы дошли до финиша на обезболивающих уколах!), Ханс Бекс на ДАФе совершил сальто через кабину, ван Гинкель на грузовике GINAF тоже перевернулся, — хотя едва ли хоть кто-то из них смог бы составить серьезную конкуренцию нашим. Амбициозный Лопрайс-младший на новенькой Татре долго шел вторым, пока не выбыл из-за технических проблем.

Ханс Бекс на ДАФе перевернулся на первом же этапе... К счастью, без особых последствий для экипажа

MAN после гонки опубликовал пресс-релиз о том, что его спортсмены заняли «очень хорошие места» — в смысле пятое и седьмое, причем Франц Эхтер уступил Мардееву лишь 41 секунду. Слабое утешение, если от победителя Чагина он отстал на пять с половиной часов! В прошлом году ближайшие соперники из команды GINAF отстали от камазовцев на 11 часов...

Это кризис жанра. «Грузовой» Дакар практически лишился интриги: и так понятно, что камазовцы победят — если не случится «непреодолимых обстоятельств» наподобие катастрофы Чагина в 2007 году (тогда машина на полном ходу перевернулась, и гонщики чудом остались живы) или отмены гонки годом позже. Что толку упираться, если первыми все равно придут стальные парни на стальных КАМАЗах? Причем их становится все больше: набирает силу молодое поколение, в бой вступил Казахстан...

Что делать? Может, пришла пора разбить зачет грузовиков на несколько подгрупп (так было в 1989 году, когда КАМАЗ впервые участвовал в ралли Objectif Sud) или вообще на два класса — «супергрузовиков» и «просто грузовиков», как это было раньше в кольцевых гонках тягачей? Пусть камазовские спортсмены соревнуются между собой и, возможно, с наиболее сильными «иностранцами». Зато у остальных тоже появится шанс стать чемпионами. И тогда вновь появится интрига, то, без чего любой спорт — уже не спорт.

Дакар-2011. Зачет грузовиков

Место Экипаж Страна Марка Отставание
1 Чагин/Савостин/Шайсултанов Россия КАМАЗ
2 Кабиров/Беляев/Мокеев Россия КАМАЗ 0:30:04
3 Николаев/Мизюкаев/Рыбаков Россия КАМАЗ 3:20:17
4 Мардеев/Демьяненко/Мардеев Россия КАМАЗ 5:44:56
5 Эхтер/Руф/Кляйн Германия MAN 5:45:37
6 Вила/Торралардона/ван Эрд Испания/Нидерланды IVECO 7:16:01
7 ван Влиет/Брюнкерс/дер Киндерен Нидерланды/Бельгия MAN 10:42:03
8 Ардавичус/Березовский/Жалимбетов Казахстан КАМАЗ 11:09:45
9 Шугавара/Сузуки Япония Hino 14:21:28
10 Берингер/Сейлер/Куппер Германия/Нидерланды MAN 17:37:35
...
41 де Баар/Вигман/Роесинк Нидерланды GINAF 279:06:41

 

Рекомендованные статьи