Система международных перевозок TIR: что происходит?
Никогда бы не подумал, что буду участвовать в акции протеста! Но пришлось: после того как российская таможня начала отмену системы перевозок TIR (МДП, международные дорожные перевозки), 25 ноября перевозчики и водители-дальнобойщики вышли на митинг в центре Брянска. Забегая вперед, скажем, что после этого таможня объявила о переносе отмены TIR на полгода. Мы победили? Если бы...
Вкратце напомним суть конфликта: еще летом российская таможня решила в одностороннем порядке отменить «дальнобойную» систему TIR, действующую по всему миру, — якобы из-за того, что наши автоперевозчики задолжали таможенных платежей на 20,8 млрд рублей. А раз так, таможня больше не доверяет ни транспортникам, ни российскому держателю гарантий, Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), — и отказывается признавать «TIR-карнеты», документы международного образца, позволяющие пересекать границы беспрепятственно и практически бесплатно (поскольку TIR-карнет на одну перевозку стоит пару тысяч рублей). Мол, если ввозите грузы, то водители должны платить страховым компаниям прямо на границах!
Как мы митинговали
Вначале TIR решили отменить 14 августа, потом дату передвинули на 14 сентября и, наконец, на 1 декабря. Не помогло ни вмешательство Евросоюза, ни то, что таможня так и не смогла предъявить доказательства столь впечатляющей задолженности, ни даже постановление Арбитражного суда России.
Такое может быть только у нас: суд обязал таможню отменить решение, а та не подчинилась — и «без объявления войны», еще до назначенного срока, отменила TIR сначала на южных рубежах, затем, с 12 ноября, на российско-украинской границе. Есть мнение, что это решение — отчасти политическое, связанное с давлением на Украину. Как бы то ни было, на границах случился натуральный коллапс.
И тогда перевозчики приняли решение митинговать в Брянске, на площади Партизан. Город выбран неслучайно: недалеко от него проходят границы с Украиной и Белоруссией, а в самом Брянске есть крупные международные транспортные компании.
— У вас часто бастуют? — спрашиваю у одного из полицейских, стоявших в оцеплении мероприятия.
— Бывает иногда.
— А за что? Вот в Москве — против правительства, за свободу меньшинств...
— У нас такими глупостями не занимаются. Каждый за свою трудовую копеечку борется!
Митинг выглядел по-трудовому. На площади — пара сотен крепких мужиков: перевозчики, дальнобойщики, менеджеры, многие с сотрудницами и женами. На ступенях перед ними — активисты с плакатами (правда, явно напечатанными в одной типографии). Текст лозунгов — спокойный, политически выдержанный, а народ говорил в мегафон с душой, хотя и не всегда по теме.
— Как многодетная мать и жена водителя, я скажу: и так мужа дома не вижу, а ему еще и таможня палки в колеса ставит!
— А я, как водитель, хочу сказать: платили бы нам больше, мы бы и работали лучше!
В итоге сход единогласно постановил отправить петицию Дмитрию Медведеву и все мирно разошлись.
А я поехал в гости к Владимиру Халееву — генеральному директору местной транспортной компании Мертранс, которая расположена «на задворках» завода-гиганта БАЗ, на территории бывшей воинской части.
У Мертранса 186 дальнобойных машин, и все работают на международных направлениях: Западная Европа, Турция. «Мер» в названии — от слова Mercedes, поскольку первыми тягачами компании были два бэушных Мерседеса модели 1735: у дальнобойщиков они считаются самыми надежными и «неубиваемыми». «Когда тягачи отслужили свое, их купили афганцы. Они ездили по всей России и скупали именно эту модель», — улыбается Халеев.
Чем живет перевозчик
Сейчас парк выглядит так: 113 ДАФов, 32 Volvo, 17 Renault, по восемь МАНов и Iveco, семь Мерседесов и всего одна Scania. Много машин было куплено новыми в 2008 году, перед кризисом, но есть и «бэушки».
«Скамейки» не популярны у местных перевозчиков — по их словам, отчасти потому, что рядом с Брянском сервиса Скании нет, а в Москву ездить далеко и там очередь на обслуживание.
Тягачи Iveco Stralis замучили поломками: «У всех двигатели поперебирали! Только неделю назад у машины с пробегом 400 тысяч км вырвало клапанную крышку, а перед этим у этого же тягача прогорел поршень...»
Как ни странно, удачными оказались тягачи Renault Premium: конечно, их кабины маловаты, зато поломок немного.
А вот Volvo FH с двигателями Euro 5, как ни странно, разочаровали перевозчиков: мне показали целый список проблем и поломок. У всех машин, купленных новыми в 2008 году, за три года эксплуатации заменили блоки управления стеклоподъемниками, тяги стабилизаторов, датчики уровня пола, передние амортизаторы, гофры глушителя, насосы омывателя. Более того, у четырех машин заменили ГБЦ (головку блока цилиндров), еще у пяти такая замена рекомендована сервисом из-за повышенного расхода топлива. Хотя все машины ходят «на Европу» и заправляются нормальным топливом.
А вот у аналогичных ДАФов, по словам перевозчиков, таких проблем нет и в помине: просты и надежны, как тракторы! Причем брянцев не смущает малое количество российских сервисов марки: «в случае чего» ДАФы ездят на станции техобслуживания в Польшу.
Но сами машины — одна сторона медали. Другая сторона — водители: они на вес золота, хотя и получают не меньше 40 тысяч рублей. Из тех, кто есть, многие уходят — кто в Москву, кто в транспортные мегафирмы наподобие Магнита, владеющего несколькими тысячами грузовиков. Брянские перевозчики комментируют: «Мы-то водителей отсеиваем, а там берут всех подряд. Выгнали запойного водителя, смотрим, а он уже в Магните работает...»
В Россию за сто тысяч
«Живем как на линии фронта, — вздыхает Халеев. — Каждый день новые сводки c границ». И спрашивает зашедшего в кабинет водителя: «Ты сколько сейчас простоял на украинско-российской границе?» Тот машет рукой: «26 часов!»
Мало того что простоял, так еще и раскошелился. Ситуация после отмены TIR такова: проходит дальнобойщик границу, приезжает на российскую таможню. А ему говорят примерно следующее: «Твой TIR-карнет со штампами здесь уже не нужен. Будь добр, встань в очередь в кассу, и тебе насчитают сумму страховки!» Причем платить надо не просто «избранной» страховой компании (например, Арсеналъ), а ее посреднику, и наличными. В лучшем случае — 1500 рублей страховщику и еще от 300 до 1500 рублей посреднику вместо прежних 1900 рублей, которые транспортная компания платила АСМАПу за TIR-карнет заранее и «по безналу». Фура в это время стоит на терминале, занимая место, а очередь растет и растет. За транзит через Россию страховщики берут еще больше — по нашей информации, от 50 до 150 тысяч рублей...
Впрочем, остаются «лазейки» в виде финско-российской и белорусско-российской границ: поскольку белорусы не стали отменять TIR, фуры идут через польско-белорусскую границу в Россию, как и прежде, по TIR-карнету. Но есть и исключения — да какие!
Вот, скажем, 15 ноября по TIR-карнету в Белоруссию зашел автопоезд с дорогим сборным грузом — фирменной одеждой, люстрами, мебелью. Поскольку таможенные платежи за груз превышают 60 тысяч евро, его положено везти в конвое, под сопровождением охраны. Цена вопроса — стандартные 300 евро. Белорусская охрана довела за эти деньги фуру до таможенного перехода Красная горка на границе Белоруссии и России, и тут началось самое интересное. Российские таможенники потребовали с дальнобойщика почти сто тысяч рублей наличными!
За что? Пожалуйста: «предоставление услуг страхования» по четырем CMR (международным транспортным накладным) — 15100 рублей. За сутки стоянки на складе временного хранения — 3000 рублей. За «оказание брокерских услуг» — 20000 рублей. «Услуги по сопровождению» до таможенного склада под Москвой — еще 9000 рублей. Причем за эти деньги в кабину посадили охранника... Елену Андреевну. Уж она-то справится с бандитами одной левой! «Зачем нам платить еще и за охранника, если мы уже оплатили страховку?» — недоумевают перевозчики.
Ну а дальше по мелочи: расчет таможенных платежей, услуги по ксерокопированию (по 50 рублей за листочек, между прочим), создание электронной копии таможенной декларации... Итого 94100 рублей.
А поскольку банк, которому надо платить деньги, взял комиссионные, сумма увеличилась до 96923 рублей. Наличными.
Естественно, у дальнобойщика такой суммы не было: он позвонил в транспортную компанию, а та — грузополучателю, который перевел на карточку водителю сто тысяч рублей. Но на таможне нет банкомата! Дальнобойщик нанял такси, съездил в Смоленск, снял там деньги, вернулся на такси обратно.
Понятно, что груз пришел на день позже и подорожал на сто с лишним тысяч. «Таможня устроила все так, что коммерсанты грабят коммерсантов», — разводят руками перевозчики. А может быть, немалая доля страховых сумм (представьте на минутку, сколько фур ежедневно приходит в страну) попадает как раз таможне?
И почему от всех этих таможенно-страховых игр должны страдать водители (которые и так стоят сутками в очередях-«колейках» без нормальной еды, душа, туалета), владельцы транспортных фирм и, наконец, все мы — покупатели товаров?
***
Когда я уезжал из Брянска, мимо промелькнул рекламный щит с фантастическим объявлением, светящимся в ночи: «Автокатафалк, оркестр, ритуальная бригада. Зимние скидки до 50%».
Если так пойдет и дальше, нашим международным транспортным компаниям точно понадобятся и катафалк, и ритуальная бригада с оркестром. Не выживут на рынке перевозок!
Через четыре дня после забастовки таможня уведомила АСМАП о том, что отмена TIR вновь переносится — на 1 июля 2014 года. Но одновременно объявила, что въезд грузового транспорта в Россию будет осуществляться по правилам, действовавшим на 29 ноября.
Это значит, что все осталось по-старому! На финско-российской и польско-белорусской границах TIR-карнеты пока принимают, однако с 3 декабря TIR-карнеты перестали принимать и на пунктах пропуска Калининградской области.
А таможня заявляет при этом, что «ситуация в автомобильных пунктах пропуска на российской границе остается стабильной». И продолжает требовать от Ассоциации международных перевозчиков 20,8 млрд рублей!
«Как дела?» — связались мы с Владимиром Халеевым в начале декабря. Тот вздохнул: «Еще хуже, чем было. Мало того что на украинско-россйской границе TIR-карнеты по-прежнему не принимают, так еще и минимальный страховой платеж с одной фуры на границе вырос до 6600 рублей. Впору ставить палатки в центре Брянска, как на киевском Майдане».
Может, и впрямь пора?