Система международных перевозок TIR: что происходит?

Фото: Федор Лапшин

Никогда бы не подумал, что буду участвовать в акции протеста! Но пришлось: после того как российская таможня начала отмену системы перевозок TIR (МДП, международные дорожные перевозки), 25 ноября перевозчики и водители-дальнобойщики вышли на митинг в центре Брянска. Забегая вперед, скажем, что после этого таможня объявила о переносе отмены TIR на полгода. Мы победили? Если бы...

Вкратце напомним суть конфликта: еще летом российская таможня решила в одностороннем порядке отменить «дальнобойную» систему TIR, действующую по всему миру, — якобы из-за того, что наши автоперевозчики задолжали таможенных платежей на 20,8 млрд рублей. А раз так, таможня больше не доверяет ни транспортникам, ни российскому держателю гарантий, Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), — и отказывается признавать «TIR-карнеты», документы международного образца, позволяющие пересекать границы беспрепятственно и практически бесплатно (поскольку TIR-карнет на одну перевозку стоит пару тысяч рублей). Мол, если ввозите грузы, то водители должны платить страховым компаниям прямо на границах!

Как мы митинговали

Вначале TIR решили отменить 14 авгус­та, потом дату передвинули на 14 сентяб­ря и, наконец, на 1 декабря. Не помогло ни вмешательство Евросоюза, ни то, что таможня так и не смогла предъявить доказательства столь впечатляющей задолженности, ни даже постановление Арбитражного суда России.

Такое может быть только у нас: суд обязал таможню отменить решение, а та не подчинилась — и «без объявления войны», еще до назначенного срока, отменила TIR сначала на южных рубежах, затем, с 12 ноября, на российско-украинской границе. Есть мнение, что это решение — отчасти политическое, связанное с давлением на Украину. Как бы то ни было, на границах случился натуральный коллапс.

И тогда перевозчики приняли решение митинговать в Брянске, на площади Партизан. Город выбран неслучайно: недалеко от него проходят границы с Украиной и Белоруссией, а в самом Брянске есть крупные международные транспортные компании.

— У вас часто бастуют? — спрашиваю у одного из полицейских, стоявших в оцеплении мероприятия.

— Бывает иногда.

— А за что? Вот в Москве — против правительства, за свободу меньшинств...

— У нас такими глупостями не занимаются. Каждый за свою трудовую копеечку борется!

Митинг выглядел по-трудовому. На площади — пара сотен крепких мужиков: перевозчики, дальнобойщики, менеджеры, многие с сотрудницами и женами. На ступенях перед ними — активисты с плакатами (правда, явно напечатанными в одной типографии). Текст лозунгов — спокойный, политичес­ки выдержанный, а народ говорил в мегафон с душой, хотя и не всегда по теме.

— Как многодетная мать и жена водителя, я скажу: и так мужа дома не вижу, а ему еще и таможня палки в колеса ставит!

— А я, как водитель, хочу сказать: платили бы нам больше, мы бы и работали лучше!

В итоге сход единогласно постановил отправить петицию Дмитрию Медведеву и все мирно разошлись.

А я поехал в гости к Владимиру Халееву — генеральному директору местной транспортной компании Мертранс, которая расположена «на задворках» завода-гиганта БАЗ, на территории бывшей воинской части.

У Мертранса 186 дальнобойных машин, и все работают на международных направлениях: Западная Европа, Турция. «Мер» в названии — от слова Mercedes, поскольку первыми тягачами компании были два бэушных Мерседеса модели 1735: у дальнобойщиков они считаются самыми надежными и «неубиваемыми». «Когда тягачи отслужили свое, их купили афганцы. Они ездили по всей России и скупали именно эту модель», — улыбается Халеев.

Чем живет перевозчик

Сейчас парк выглядит так: 113 ДАФов, 32 Volvo, 17 Renault, по восемь МАНов и Iveco, семь Мерседесов и всего одна Scania. Много машин было куплено новыми в 2008 году, перед кризисом, но есть и «бэушки».

«Скамейки» не популярны у местных перевозчиков — по их словам, отчасти потому, что рядом с Брянском сервиса Скании нет, а в Москву ездить далеко и там очередь на обслуживание.

Тягачи Iveco Stralis замучили поломками: «У всех двигатели поперебирали! Только неделю назад у машины с пробегом 400 тысяч км вырвало клапанную крышку, а перед этим у этого же тягача прогорел поршень...»

Как ни странно, удачными оказались тягачи Renault Premium: конечно, их кабины маловаты, зато поломок немного.

А вот Volvo FH с двигателями Euro 5, как ни странно, разочаровали перевозчиков: мне показали целый список проблем и поломок. У всех машин, купленных новыми в 2008 году, за три года эксплуатации заменили блоки управления стеклоподъемниками, тяги стабилизаторов, датчики уровня пола, передние амортизаторы, гофры глушителя, насосы омывателя. Более того, у четырех машин заменили ГБЦ (головку блока цилиндров), еще у пяти такая замена рекомендована сервисом из-за повышенного расхода топлива. Хотя все машины ходят «на Европу» и заправляются нормальным топливом.

Volvo FH, как ни странно, оказались «проблемными». В парке есть «бэушки», такие как Mercedes SK девяностых (слева) и ДАФы 2003 года

А вот у аналогичных ДАФов, по словам перевозчиков, таких проблем нет и в помине: просты и надежны, как тракторы! Причем брянцев не смущает малое количество российских сервисов марки: «в случае чего» ДАФы ездят на станции техобслуживания в Польшу.

Но сами машины — одна сторона медали. Другая сторона — водители: они на вес золота, хотя и получают не меньше 40 тысяч рублей. Из тех, кто есть, многие уходят — кто в Москву, кто в транспортные мегафирмы наподобие Магнита, владеющего несколькими тысячами грузовиков. Брянские перевозчики комментируют: «Мы-то водителей отсеиваем, а там берут всех подряд. Выгнали запойного водителя, смотрим, а он уже в Магните работает...»

В Россию за сто тысяч

«Живем как на линии фронта, — вздыхает Халеев. — Каждый день новые сводки c границ». И спрашивает зашедшего в кабинет водителя: «Ты сколько сейчас простоял на украинско-российской границе?» Тот машет рукой: «26 часов!»

Мало того что простоял, так еще и раскошелился. Ситуация после отмены TIR такова: проходит дальнобойщик границу, приезжает на российскую таможню. А ему говорят примерно следующее: «Твой TIR-карнет со штампами здесь уже не нужен. Будь добр, встань в очередь в кассу, и тебе насчитают сумму страховки!» Причем платить надо не просто «избранной» страховой компании (например, Арсеналъ), а ее посреднику, и наличными. В лучшем случае — 1500 рублей страховщику и еще от 300 до 1500 рублей посреднику вместо прежних 1900 рублей, которые транспортная компания платила АСМАПу за TIR-карнет заранее и «по безналу». Фура в это время стоит на терминале, занимая место, а очередь растет и растет. За транзит через Россию страховщики берут еще больше — по нашей информации, от 50 до 150 тысяч рублей...

Впрочем, остаются «лазейки» в виде финско-российской и белорусско-российской границ: поскольку белорусы не стали отменять TIR, фуры идут через польско-белорусскую границу в Россию, как и преж­де, по TIR-карнету. Но есть и исключения — да какие!

Основу парка Мертранса составляют ДАФы, и претензий к ним почти нет: «Надежны, как тракторы!»

Вот, скажем, 15 ноября по TIR-карнету в Белоруссию зашел автопоезд с дорогим сборным грузом — фирменной одеждой, люстрами, мебелью. Поскольку таможенные платежи за груз превышают 60 тысяч евро, его положено везти в конвое, под сопровождением охраны. Цена вопроса — стандартные 300 евро. Белорусская охрана довела за эти деньги фуру до таможенного перехода Красная горка на границе Белоруссии и России, и тут началось самое интересное. Российские таможенники потребовали с дальнобойщика почти сто тысяч рублей наличными!

За что? Пожалуйста: «предоставление услуг страхования» по четырем CMR (международным транспортным накладным) — 15100 рублей. За сутки стоянки на складе временного хранения — 3000 рублей. За «оказание брокерских услуг» — 20000 рублей. «Услуги по сопровождению» до таможенного склада под Москвой — еще 9000 рублей. Причем за эти деньги в кабину посадили охранника... Елену Андреевну. Уж она-то справится с бандитами одной левой! «Зачем нам платить еще и за охранника, если мы уже оплатили страховку?» — недоумевают перевозчики.

Ну а дальше по мелочи: расчет таможенных платежей, услуги по ксерокопированию (по 50 рублей за листочек, между прочим), создание электронной копии таможенной декларации... Итого 94100 рублей.

А поскольку банк, которому надо платить деньги, взял комиссионные, сумма увеличилась до 96923 рублей. Наличными.

Естественно, у дальнобойщика такой суммы не было: он позвонил в транспортную компанию, а та — грузополучателю, который перевел на карточку водителю сто тысяч рублей. Но на таможне нет банкомата! Дальнобойщик нанял такси, съездил в Смоленск, снял там деньги, вернулся на такси обратно.

Понятно, что груз пришел на день позже и подорожал на сто с лишним тысяч. «Таможня устроила все так, что коммерсанты грабят коммерсантов», — разводят руками перевозчики. А может быть, немалая доля страховых сумм (представьте на минутку, сколько фур ежедневно приходит в страну) попадает как раз таможне?

И почему от всех этих таможенно-страховых игр должны страдать водители (которые и так стоят сутками в очередях-«колейках» без нормальной еды, душа, туалета), владельцы транспортных фирм и, наконец, все мы — покупатели товаров?

***

Когда я уезжал из Брянска, мимо промелькнул рекламный щит с фантастическим объявлением, светящимся в ночи: «Автокатафалк, оркестр, ритуальная бригада. Зимние скидки до 50%».

Если так пойдет и дальше, нашим международным транспортным компаниям точно понадобятся и катафалк, и ритуальная бригада с оркестром. Не выживут на рынке перевозок!

Через четыре дня после забастовки таможня уведомила АСМАП о том, что отмена TIR вновь переносится — на 1 июля 2014 года. Но одновременно объявила, что въезд грузового транспорта в Россию будет осуществляться по правилам, дейст­вовавшим на 29 ноября.

Это значит, что все осталось по-старому! На финско-российской и польско-белорусской границах TIR-карнеты пока принимают, однако с 3 декабря TIR-карнеты перестали принимать и на пунктах пропус­ка Калининградской области.

А таможня заявляет при этом, что «ситуация в автомобильных пунктах пропуска на российской границе остается стабильной». И продолжает требовать от Ассоциации международных перевозчиков 20,8 млрд рублей!

«Как дела?» — связались мы с Владимиром Халеевым в начале декабря. Тот вздохнул: «Еще хуже, чем было. Мало того что на украинско-россйской границе TIR-карнеты по-прежнему не принимают, так еще и минимальный страховой платеж с одной фуры на границе вырос до 6600 рублей. Впору ставить палатки в центре Брянска, как на киевском Майдане».

Может, и впрямь пора?

Владимир Халеев, директор Мертранса: «Без системы TIR международные перевозчики не выживут!»

Рекомендованные статьи