Революция на обочине: как бастуют дальнобойщики
Дальнобойщики вновь бастуют! В конце марта они объявили о начале бессрочной всероссийской стачки: требуют отмены Платона (система оплаты дорог) и транспортного налога, наведения порядка на весовом контроле... А до кучи — отставить правительство и выразить недоверие президенту. Я побывал у забастовщиков Санкт-Петербурга.
Несколько лет назад я ездил в Брянск, где участвовал в митинге против действий таможни, организованном Ассоциацией международных автоперевозчиков — АСМАП. Он был санкционированным, участники несли плакаты, напечатанные в одной типографии... Но знаете, как выглядит не такой, «официальный», а настоящий бунт дальнобойщиков?
Забитые машинами подступы к Санкт-Петербургу на Московском шоссе. Легковушки, автобусы, фуры, фуры, фуры.
И на обочинах фуры, штук двадцать. Стоят по обе стороны дороги, над кабинами — синие флаги с аббревиатурой ОПР, Объединение перевозчиков России. Новеньких тягачей тут не видать: старые МАЗы, Фрейтлайнеры, немолодые «европейцы», включая IVECO с проржавевшей насквозь кабиной.
Про такие машины немцы говорят «шротт» — металлолом
Здесь, похоже, собрались те, кому уже нечего терять: денег и так нет, а тут еще тариф Платона повышают. И хотя премьер Дмитрий Медведев недавно встречался с избранными перевозчиками и пообещал поднять ценник Платона не в два раза, как ожидалось, а на 25%, активистов это не устроило. Бастовать так бастовать!
Журналистам митингующие рады. Рассказали, что у них намедни были корреспонденты немецкого журнала Spiegel, пригласили в штаб-трейлер с шатучими ступеньками из европоддонов, налили чай — и сообщили, что забастовка проходит по всей стране. Мол, в Дагестане лагерь протестантов блокировала Росгвардия, в Воронеже обочину, на которой решили было собраться забастовщики, перекопали, у председателя движения хотят отобрать детей, а всего с начала стачки якобы задержано полицией 250 человек. Может быть, не проверял. Но вот заявлению о том, что из-за стачки по России встало 60% дальнобойного транспорта, — не верю. Вон он, дальнобой, нескончаемым потоком несется по трассе...
Штабом активистам служит трейлер с фронтовым флагом на стене
Что касается питерских «революционеров», то год назад они стояли со своими фурами и трейлером-штабом у супермаркета IKEA на Дыбенко. Репортаж оттуда мы закончили словами Высоцкого: «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков».
Уже есть! В трейлер заходит коренастый мужик. Говорит негромко, держится уверенно. Сразу видно, вожак, Акела, — это Сергей Владимиров, главный координатор движения по Санкт-Петербургу. Спрашиваю, какие у него машины. «Было две, но одну проел: МАН продал, а Фред (Freightliner. — Прим. АР) стоит вон там, в колонне. Чем закончилась наша стачка на Дыбенко? Тем, что всероссийский союз создали!»
Координатор питерского движения Сергей Владимиров
ОПР, Объединение перевозчиков России, зарегистрировано в Минюсте 23 января нынешнего года. Председатель — питерец Андрей Бажутин, бывший индивидуальный предприниматель (ИП ликвидировано в 2014 году в связи с банкротством), который, как уверяют интернет-источники, задолжал государству пару миллионов рублей.
Неоднозначная биография для лидера. А еще я заметил, что среди активистов появились молодые ребята, которые ну никак не тянут на прожженных шоферов. Тревожный симптом перетекания дальнего боя в политику?
Я общался с забастовщиками минут двадцать — но так и не понял до конца, чего они ждут от своей акции. Скорее, просто устали от такой жизни. Где все дорожает, а работы становится все меньше, где крупный бизнес выдавливает волков-одиночек, где перевозчиков штрафуют за несуществующий перевес (так уверяют) и обязывают устанавливать никому не нужные в нашей стране тахографы. Где асфальт сходит вместе со снегом, а деньги от Платона, предназначенные для ремонта трасс, распределяются по непрозрачным схемам. «Были в Европе, смотрели, как у них, — говорит Владимиров. — Там тоже делается все, чтобы частные мелкие перевозчики вымерли!»
«Локомотивом революции» служит старенький Freightliner Argosy — эту модель прекратили выпускать в США в 2006 году
Мне было пора на поезд. Я попрощался и вышел из прокуренного штаба, напоминающего землянку партизан (в том числе из-за красного флага с серпом и молотом на стене). Что я мог сказать им? Что Платон никто уже не отменит? Что раз правительство взяло курс на создание автоматических весов по всей стране, значит, они будут созданы? Что ржавый тягач, который зачастую выкачивает денег больше, чем привозит, уже не превратится в новый?
Я дождался, пока на ближайшем светофоре загорелся красный. И побежал через трассу, лавируя между фурами. Потом они поехали. А машины забастовщиков остались. На обочине.
P.S. Говорят, Платон уже научились обманывать: установка обманки стоит всего 2500 рублей.
Статья отредактирована 12 апреля 2017 года в 16:44