Опираться о Платон: что нового в системе оплаты федеральных трасс и почему дальнобойщики продолжают бастовать?
«Я хотел бы опираться о платан», — поет Борис Гребенщиков. А российским дальнобойщикам приходится «опираться о Платон» — систему оплаты федеральных трасс, о которой мы не раз рассказывали и даже участвовали в акции протеста против нее (АР №№22 и 24, 2015). Сейчас в правилах пользования системой произошел ряд изменений — а часть дальнобойщиков продолжает бастовать...
Страсти, разгоревшиеся в канун введения Платона, поутихли, тем более что в конце прошлого года правительство страны снизило штрафы за неоплату проезда. А теперь вступило в силу постановление Правительства РФ №139 от 27.02.2016, в котором говорится о заморозке тарифа.
Изначально он должен был увеличиться 1 апреля нынешнего года с 1,53 руб./км до 3,05, однако повышение отложили «до специального решения». Можно предположить, что его примут не раньше следующего лета, — поскольку объявлено: до 30 июня 2017-го размер оплаты не будет зависеть от общего повышения цен. Но наверняка к 2019 году тариф все же поднимут, как и обещано, до 3,73 руб./км.
Пользователи Платона получили еще одно послабление: с 15 апреля они смогут оплачивать поездки задним числом с отсрочкой до месяца. Логично: ведь деньги за перевозку выплачиваются тоже только после выполнения работы!
Но не все так просто. Прежде всего, постоплата доступна при соблюдении трех условий: перевозчик должен быть зарегистрирован в системе не менее двух месяцев, не иметь задолженности по Платону и обладать бортовым устройством-транспондером.
Одновременно с этим отменяется упрощенная схема оплаты. Раньше любой желающий мог пользоваться Платоном без регистрации в системе и тем более без получения транспондера, а лишь заполнив на сайте несложную форму и оформив маршрутную карту. Это было удобно при разовых поездках — и именно так поступили мы, когда перегоняли рефрижератор MAN из Подмосковья в Санкт-Петербург (АР №2, 2016). Проставили точки на схеме автодорог, оплатили кредиткой — готово дело!
А теперь все под колпаком у Мюллера — то есть Ротенберга. С 15 апреля маршрутные карты можно будет оформить только после регистрации в системе с указанием личных данных и реквизитов банка. Кроме того, срок действия карты сокращается с месяца до семи дней. То есть, если оплатил дорогу, но в течение недели не смог поехать — все, деньги сгорели.
Цель всего этого — заставить перевозчиков пользоваться транспондерами. Если на машине нет этого устройства, можно и не оплатить проезд (а оштрафуют или нет — уже лотерея). Но с транспондером такие штуки не проходят: как только выехал на федералку — счетчик начал тикать.
Правда, многие хоть и получают транспондеры, не торопятся устанавливать их. Поэтому тем, кто в течение двух месяцев после получения устройства не активировал его, сейчас рассылают грозные предупреждения: либо начать пользоваться им, либо сдать обратно. Иначе отключат дистанционно!
Вот только сайт Платона продолжает «зависать»: на момент подготовки статьи на нем появлялось сообщение о профилактических работах. И как быть перевозчикам? Тоже объявить о перерыве на профилактические работы?
Все это напоминает грустную шутку про мышей, которые плакали, кололись, но продолжали есть кактус... Хотя остались и те, кто не хочет «есть кактус», а намерен бастовать против Платона до победного.
* * *
Наверняка многие слышали о дальнобойщиках, которые, протестуя против Платона, стоят лагерем в подмосковных Химках около магазина Мега. А еще один подобный лагерь из десятка тягачей и «штабного» полуприцепа обосновался в Санкт-Петербурге, у аналогичного комплекса Мега Дыбенко. Оттуда не гонят: либеральные «шведы» из соседнего магазина IKEA лишь попросили вести себя прилично и не жечь покрышки. Впрочем, большинство водителей на ночь разъезжаются по домам.
Сперва на площадке дежурили полицейские патрули, и дальнобойщики даже угощали их пирожками с чаем: бедняги, мол, сидят в машине весь день. Затем полиция пропала, но на основных подъездах к комплексу появились ограничители по высоте и знаки, запрещающие движение грузовиков.
«Тут собрались одни миллионеры», — грустно шутят водители. Потому что у всех долги от миллиона рублей и выше. Все — частники с единственным тягачом, как правило, потрепанным. А работы нет, и дальнобойщики попросту устали. От неравных условий по сравнению с крупными фирмами, запутанных финансовых схем, нововведений наподобие тахографов, которые оказались никому не нужны, ужасных дорог с убогой инфраструктурой, от весенних ограничений по нагрузке на ось... А Платон просто стал последней каплей.
При этом рядом с протестантами то и дело возникают мутные личности, преследующие свои интересы, — якобы дальнобойщики, но почему-то без машин, защитники чьих-то прав, представители партий и течений, желающие использовать акцию в своих целях.
Однако дальнобойщики не выдвигают политических требований — они просто хотят работать и не отстегивать деньги непонятно за что. «Эх, мало нас, — вздыхают они, показывая на карту России с отмеченными местами протестов. — Народ в основном молчит, а если и поддерживает, то на словах или по рации».
«Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков»...
Когда материал готовился к печати, стало известно, что трех водителей, бастующих в Питере, суд обязал заплатить по 5000 рублей штрафа — за «организацию массового пребывания граждан в общественных местах, повлекшую нарушение общественного порядка».