Орел, дракон и лев: мы побывали на заводе MAN в Польше

Фото: компания MAN | Федор Лапшин

Не библейские «орел, телец и лев», а орел как символ Польши, дракон — символ Кракова и лев на эмблеме марки MAN! Еще в 2007 году «лев» поселился под боком у «дракона»: тогда в Неполомице около Кракова открылся завод по сборке мановских грузовиков. Я побывал там.

Фотография красно-белого тягача MAN TGA с польским гербом на кабине — первого собранного на краковском заводе — публиковалась на страницах Авторевю больше десяти лет назад. Этот экземпляр по-прежнему стоит в холле завода: его интерьер уже выглядит не очень модным, в дверном проеме — шильдик с номером 001. Кстати, VIN мановских грузовиков немецкой и польской сборки начинается с одних и тех же букв WMA, но у машин из Мюнхена одиннадцатый символ — буква K или М, а из Польши — P. Ну а МАНы, собранные у нас под Питером, можно отличить по начальным буквам ZOV.

Выбирать на стоянке дилера, тягач чьей сборки лучше, нет смысла: заводы компании работают по единым стандартам. Да и российское представительство размещает заказы в мановских филиалах не целенаправленно, а по принципу «где есть свободные места».

Регистрации новых грузовиков «большой семерки» в России по типу техники

Но статистика распределения этих заказов любопытна: если всего за прошлый год мановцы продали у нас 4907 новых грузовиков, заняв третье место в России среди «большой семерки» европейских производителей, то на заводе в ­Санкт-Петербурге из них сделано всего 500, а вот в Польше — две тысячи.

Регистрация новых и подержанных машин марок «большой семерки» в России в 2018 году

Краковский завод выпускает грузовики даже для Великобритании: перед заводом в шеренге прочих МАНов стоял праворульный тягач с колесной формулой 6х2 и шасси любимого британцами красного цвета. А еще поляки с недавних пор могут красить ходовую часть желтым и синим. Почти индпошив!

Хотя само предприятие не что иное, как «монтовня» (с ударением на вторую О, от польского слова «монтаж»), только очень современная. Недавно оно даже получило премию немецкого конкурса «Фабрика года — 2018» за «превосходное серийное производство». Справедливости ради надо отметить, что всего номинаций было семь, а главный приз получила немецкая фирма Schubert, которая выпускает упаковочное оборудование.

В нынешнем году краковский завод должен выпустить 20 тысяч машин, а в день здесь делают примерно 95 грузовиков (при мне цифры на экранах сменились на 96) в две смены.

По сравнению с производительностью головного завода грузовиков Mercedes в немецком Вёрте, где я побывал недавно, это немного: там ежедневно собирают до 470 автомобилей. Зато рабочие в Вёрте одеты кто во что горазд, а в Неполомице все в фирменных футболках, хотя многие еще и в шортах, что непривычно для нас. В каждую смену тут работают ровно 288 человек — в основном местные, из окружающих сел и деревень. При зарплате примерно 1000 евро (это средний показатель для Польши, хотя, конечно, меньше, чем в той же Германии) сборщики наверняка дорожат работой, вдобавок их стимулируют — например, прямо из цеха лестница ведет в небольшой спортзал.

Комплектующие прибывают от трехсот поставщиков, которые находятся в основном не особо далеко, в радиусе не более 800 км от Кракова. Кабины — из Мюнхена, «сильники», что на польском значит «моторы», из Нюрнберга, неведущие оси из Зальцгиттера, ведущие мосты и раздатки опять из Мюнхена. Ну и прочее: коробки передач марки ZF, турецкие рессоры, шины разных марок и так далее. В самой Польше делают только мелкие детали. Запас комплектующих на заводе — с расчетом на полтора дня.

Уже готовые машины на финишной прямой

К одиннадцати утра, когда я осматривал производство, было собрано 28 экземпляров — по плану, без сбоев. Ради интереса заглянул в один из контейнеров с отбракованными деталями: пластиковые крылья, крышка нейтрализатора... Мелочи, в общем. А в другом контейнере, с годными комплектующими для конвейера, лежали рычаги подвески заднего моста с этикетками «Россия». Грузовики для разных рынков хоть и выглядят одинаково, но различаются в деталях!

Комплектующие и будущие грузовики перемещаются на автоматических тележках

Сам процесс сборки традиционный, разве что запчасти и будущие грузовики перемещаются по цеху на автоматических тележках. Ну а в итоге с линии сходят МАНы давно привычных моделей TGS и TGX.

Кстати, вскоре Россия получит ограниченную серию тягачей TGX с пакетом XLion — в него входят мощный двигатель, богатая комплектация и броская внешность со львами на бортах. Не будет ли эта спецсерия прощальной?

Закамуфлированный MAN будущего поколения наши «легковые» коллеги встретили в Швеции во время испытаний ­зимних шин

Ведь вот-вот должны дебютировать обновленные МАНы — по нашей информации, с прежними кабинами, но более модным дизайном и новой электроникой. Первый показ рассекреченных машин должен был состояться в начале мая, но, когда статья готовилась к печати, стало известно, что мероприятие отменили. Видимо, новых «львов» еще не откормили как следует!

Вечерний Краков: конные повозки, подсвеченные снизу, ждут туристов на главной Рыночной площади

Рекомендованные статьи