Самосвал МАЗ-205: юбиляр по-прежнему в строю

Фото: архив завода МАЗ | Максим Чернявский

В нынешнем году первенцу Минского автозавода самосвалу МАЗ-205 исполняется 70 лет: первые пять экземпляров были построены для ноябрьской демонстрации 1947 года. А мы отыскали такой самосвал — правда, не совсем оригинальный, зато вполне рабочий — под Санкт-Петербургом!

МАЗ-205 — ныне редчайшая машина. Во всем бывшем Советском Союзе таких осталось лишь несколько: один экземпляр стоит на постаменте перед Минским автозаводом, другой принадлежит Мосгортрансу. Судя по данным Википедии, еще три машины находятся — тоже в виде памятников, как и в Минске, — в поселке Падун под Братском, украинских Светловодске и Житомире. Но МАЗ-205 на ходу, да еще работающий по прямому назначению... Возможно ли такое?

Изначально «двести пятый» был разработан Ярославским автозаводом, а в Минске его выпускали с 1947 по 1965 год. Эти самосвалы строили Волго-Дон, Волжскую и Куйбышевскую ГЭС, помогали перекрывать Енисей и восстанавливать разрушенную Варшаву (туда в 1950 году ушла первая экспортная партия минских грузовиков), работали во Вьетнаме и на Кубе. На МАЗе уверяют, что экземпляр, стоящий перед проходной, — самый последний, выпущенный в 1965 году.

Самый известный МАЗ-205, сохранившийся в СНГ, стоит перед Минским автозаводом

Вот что про эту модель писал в справочнике «Тракторы и автомобили» 1966 года известный дизайнер Юрий Долматовский: «Шасси самосвала отличается от шасси грузового автомобиля МАЗ-200 укороченными базой, рамой и наличием одного карданного вала вместо двух. Двигатель ЯАЗ-М204А — двухтактный дизель. За последние годы выпуска улучшены отделка кабины, введены металлическая обшивка дверей, выштамповки на боковинах капота, мигающие указатели поворота...»

А что за экземпляр перед нами? Оказывается, он собран из остатков двух машин! Причем ни одна из них изначально не была самосвалом.

Владелец автомобиля, бывший военный инженер, а ныне фермер Александр, еще с детства помнит капотные мазовские самосвалы с их размеренным рокотом двухтактников. В армии Александр близко познакомился с роторным снегоочистителем на аналогичном шасси, и потому, когда через много лет понадобился самосвал для хозяйства, решение пришло само: собрать «двести пятый»!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи