Чем сейчас живет Минский автозавод? Выяснял Максим Чернявский
Незадолго до Нового года генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин заявил о том, что собирается купить... МАЗ! Что думают об этом на МАЗе? И чем живет Минский автозавод? Наш корреспондент по приглашению дилера Русбизнесавто отправился в Минск.
Перед Новым годом Сергей Когогин сообщил журналистам, что «пролетом из Штутгарта» побывал в Минске — где провел переговоры с руководством МАЗа и Белоруссии. По словам Когогина, госкорпорацию Ростехнологии (ей принадлежит контрольный пакет камазовских акций, и ее автомобильное подразделение возглавляет Когогин) интересует покупка или контрольного пакета МАЗа, или всех его акций без исключения. На вопрос, как к этому относятся камазовские акционеры из концерна Daimler, Когогин улыбнулся: «Они никогда не были против слияний и поглощений...»
Но белорусы заявляют, что вовсе не собираются продавать контрольный пакет! Да, переговоры о продаже части акций идут, но не только с КАМАЗом — с компанией IVECO, президентом Венесуэлы Уго Чавесом (он давний друг белорусов) и даже с китайцами.
Кстати, в нынешнем году в Китае должен открыться торговый дом МАЗа. При этом минчане уже устанавливают на свои машины китайские коробки передач и аккумуляторы, а вскоре на дочернем заводе в Могилеве МАЗ начнет выпуск «Мазелей», китайских микроавтобусов (АР №1, 2010) — и даже грузовичков на их базе! Их грузоподъемность — от полутора до трех тонн, доработка образцов намечена на октябрь нынешнего года, испытания и сертификация — на 2012 год.
Туда же, в Могилев, в перспективе планируется перевести производство самосвалов и спецтехники, а пока все модели собирают в Минске. Объемы растут: за прошлый год выпущено 11273 грузовых МАЗа (рост на 13%) и 1761 автобус (рост почти на 50%), а продано 13800 машин (рост на те же 50%) и 1896 автобусов. Основным покупателем остается Россия: в прошлом году к нам продано 8839 грузовиков. При этом поставки седельных тягачей МАЗ в Россию выросли за год больше чем в три раза: с января по ноябрь — 1720 экземпляров, что сравнимо с европейскими лидерами рынка, компаниями MAN и Scania.
Неудивительно, что мазовцы развивают «дальнобойную» тему: тягачи вскоре претерпят рестайлинг (первый образец с ним был показан еще в 2007 году!). Снаружи — окраска немецкой эмалью BASF, внутри — новая панель приборов, сиденья с высокой спинкой и встроенными ремнями безопасности, щиток приборов, спальные полки шириной 70 см. И все это — белорусского производства!
Что касается двигателей, то до конца года должно быть сделано 3500 МАЗов (не только тягачей) с рядными агрегатами нового ярославского семейства ЯМЗ-530 (лицензионный Renault DCi 11). Но пока подводят ярославцы: на сегодняшний день они выполнили лишь 60% заявок минчан на новые двигатели. Да и с «морозоустойчивостью» новых моторов, по нашей информации, не все гладко.
Хватает проблем и у самого МАЗа: например, не получается оперативно решать вопросы с гарантийным ремонтом. Мазовцы не могут поменять деталь по гарантии до тех пор, пока сломанная не будет возвращена на завод!
А еще на заводе решено присвоить машинам имена собственные. Среднетоннажники будут называться, увы, не «зубрята» (такое прозвище они получили у водителей), а Корнет, тягачи и шасси — Простор, самосвалы — Колос. Туристические автобусы будут носить женские имена: Алеся, Янка, Александрина. Городские автобусы будут именоваться Мегаполис, аэродромные — Аэрополис. Имя придумали даже грузовику для ралли-рейдов: он станет Легионером. Интересно, а как назовут перспективный капотный тягач, который должен быть построен к осени? Пока этот проект держат в секрете, но мы выяснили кое-что любопытное... Взгляните на стр. 98!