Обувь для крокодила: знакомимся с новыми шинами Michelin в Карагайском карьере
У компании Michelin — новые внедорожные шины Xtra Defend для шарнирно-сочлененных самосвалов, напоминающих крокодилов: я знакомился с новинкой в карьере под Саткой, что в Челябинской области.
Чья обувка всех крупнее? Конечно, карьерных самосвалов: самые большие в мире 400-тонный Caterpillar и 450-тонный БелАЗ обуты в покрышки ужасающей размерности 59/80 R63. Диаметр каждой такой шины — четыре метра, вес — более пяти тонн, цена — 69 тысяч долларов за штуку (почти 4 млн рублей). Собственно, обувка и ограничивает планку рекордов: пока шинники не создадут покрышки большей грузоподъемности, карьерные самосвалы тоже не будут расти.
Ну а новые Xtra Defend размерности 23,5 R25 и 29,5 R25 — малыши среди карьерных шин. Но все равно впечатляют: каждая весит более шестисот килограммов и стоит 350 тысяч рублей. Что здесь нового по сравнению с предшественником X-Super Terrain? В каркасе и брекерных слоях на четверть больше металла, боковины стали толще на 15%.
Глубина протектора увеличена до 65 мм (на 8%), заодно его рисунок изменили: теперь он как бы выталкивает застрявшие куски породы. Усилена стойкость к агрессивной среде и проколам: шина выдерживает «гвоздики» длиной до 172 мм. И все это ради увеличения ресурса и показателя тквч (тонно-километр в час), которые являются одними из главных при выборе подобной обувки.
Саткинское месторождение, где я побывал, старейшее (с 1900 года!) и крупнейшее в стране по добыче магнезита — редкого минерала для производства огнеупорного кирпича и других промышленных огнеупоров. В былые годы породу вывозили на телегах, потом — в вагонах, с середины семидесятых — на БелАЗах.
А сейчас тут работают в том числе 40-тонные сочлененники Volvo A40F: они, в отличие от обычных карьерных самосвалов, могут выезжать в «общедоступные» места (например, на отсыпку дорог) и отличаются фантастической проходимостью, что важно в межсезонье. А высокий профиль помогает шинам выполнять основную амортизирующую функцию.
Одну из таких машин и обули первой в стране в Xtra Defend — операция, достойная описания! Шину торжественно вывозят, как на подносе, на «лапах» погрузчика, а после бортирования силами двух механиков так же, погрузчиком, ставят на ступицу, заворачивая 18 гаек. После полной переобувки надо надеть на все шесть колес 108 колпачков...
Шину бортируют вдвоем при помощи специального приспособления
Дальше главное — следить за давлением. Оно здесь всего 4,6 бара, но недокачка на 10% приводит к аналогичному падению ходимости. Итог перекачки почти такой же, и с рабочей температурой история схожая: нарушение ее диапазона ведет к уменьшению ресурса.
Потому-то на карьерники устанавливают систему мониторинга, которая онлайн отправляет параметры шин в «штаб». Стоит она чуть меньше одной шины — 250 тысяч рублей, но, говорят, окупает себя. Потому что карьер — место хоть и суровое, однако требующее бережного отношения к подобной технике. Как сказал бы Владимир Ильич — архибережного.
А магнезит под Саткой будут добывать еще долго: по официальным данным, «разведанные запасы составляют 180 млн тонн, что обеспечит работу комбината на многие годы».