Карьерная аномалия: Олег Растегаев и шины для БелАЗов (+видеобонус)

Фото: Олег Растегаев

Эти шины могут задавить человека — просто если упадут на него! Все о крупногабаритных шинах, в которые обувают карьерные самосвалы, я узнал на дне Стойленского карьера, откуда круглосуточно вывозят руду 130-тонные БелАЗы.

Идея познакомиться поближе с крупногабаритными шинами появилась после того, как я вживую увидел покрышки Michelin размерности 59/80 R63. Диаметр шины превышает четыре метра, а масса — пять тонн! В них обувают гигантские карьерные самосвалы Caterpillar, Liebherr, БелАЗ грузоподъемностью 320—380 тонн. Увидеть такие в работе можно в Кузбассе, где эти монстры трудятся в угольных разрезах.

Железную руду и железистый кварцит здесь добывают буровзрывным рыхлением породы с последующей загрузкой экскаваторами
Машины работают круглосуточно: за каждой закреплен экипаж из четырех человек, а час простоя БелАЗа обходится в 87 тысяч рублей убытка
Все работающие в карьере автомобили оснащены комплексами телеметрии — на экране монитора диспетчер видит местоположение каждого самосвала, его скорость, запас топлива и фактическую загрузку
0 / 0

А если поближе? Тогда в карьерах Курской магнитной аномалии, раскинувшейся на территории Белгородской, Курской и Орловской областей. Секреты эксплуатации шин на БелАЗах нам любезно согласились открыть в Стойленском горнообогатительном комбинате (ГОКе), расположенном вблизи города Старый Оскол. Предприятие с 1961 года занимается разработкой месторождения железной руды открытым способом — карьер за эти годы ушел в глубину на 300 метров. Когда стоишь на краю этой огромной (около трех километров в диаметре!) воронки, копошащиеся на дне БелАЗы кажутся муравьями, но когда этот «муравей» по вьющимся вдоль склонов технологическим дорогам выбирается наверх для разгрузки, хочется держаться от него подальше. Теперь я для него муравей — придавит и не заметит! И это далеко не самый крупный в семействе БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн. И обут он в шины размерности 33.00 R51 — каких-то три метра в диаметре… Это Michelin XDR2 — радиальные, бескамерные. А на соседнем самосвале диагональные покрышки Бел-180 размерности 36/90 —51. И те и другие эксплуатируются в парке Стойленского ГОКа, насчитывающем более 30 БелАЗов, параллельно, но по статистике, шины Michelin ходят около 100 тысяч километров, а продукция белорусских шинников — 50-60 тысяч.

А так выглядит эвакуатор на шасси БелАЗа

Недавно нам удалось поднять среднюю скорость движения с 19 до 22 км/ч, и диагональные шины уже не выдерживают! — делятся опытом механики. — Оказываются, на такой скорости шины груженного БелАЗа разогреваются до 90 градусов и могут разрушаться изнутри. Были случаи, когда во внутренней структуре даже возникали очаги тления резины!

Все познается в сравнении: высота не самого большого БелАЗа модели 75131 достигает шести метров. А мощность 12-цилиндрового турбодизеля рабочим объемом 45 литров — 1623 л.с.!

Радиальные шины более стойкие, но они и дороже. На нашем рынке такие шины помимо белорусского объединения Белшина предлагают Michelin, Bridgestone, Goodyear, а в последнее время и китайские производители. Но если говорить о шинах Michelin XDR2 размерности 33.00 R51, то вилка цен в России — от 1 до 1,3 миллиона рублей. То есть сменить комплект покрышек (6 штук) на таком БелАЗе — все равно что купить новенький Porsche Cayenne. А менять приходится раз в год: ведь самосвалы работают в четыре смены и даже при такой маленькой средней скорости накатывают в год по 100 тысяч км. Кстати, коль уж речь зашла о ценах, то сам БелАЗ-75131 тоже стоит миллион, только не рублей а долларов США!

Крупногабаритные шины допускается изнашивать до второго, а то и до третьего слоя металлокорда

Понятно, что к таким дорогим шинам отношение крайне трепетное. Все автомобили оборудованы датчиками давления, по всем ведется строгий учет пройденного километража. Инструкции водителям на случай прокола — незамедлительная остановка. Ведь если повреждения небольшие, то шину можно отремонтировать — мастерская оборудована в одном из боксов рядом с ремзоной самих грузовиков. Тут все как в обычном шинном сервисе: вулканизатор, резиновые пластыри для ремонта бескамерных шин. Только гигантских размеров.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи