Монтажники-высотники: автокраны на выставке СТТ в Москве
В недалеком прошлом автокраны, в том числе и на грузовых шасси, считались одной из визитных карточек выставки СТТ в Москве — именно их вытянутые стрелы образовывали целый лес над открытой площадкой. Увы, «иных уж нет, а те далече»: в нынешнем году столичный строительный смотр пропустили мировые гранды, так что, следуя примеру представителей грузового сегмента, отдуваться пришлось только российским да китайским производителям крановой техники.
Самым популярным Ивановцем остается 25-тонник на полноприводном шасси
Революционных прорывов наши краностроители не показали, демонстрируя лишь эволюционное обновление. Пример тому два Ивановца на камазовских шасси. Бестселлер кранового рынка, 25-тонный бессмертный КС-25 отныне получил приставку Air, а вместе с ней — полное выполнение требований по осевым нагрузкам. Для этого пришлось усовершенствовать многие узлы: помимо немецкой планетарной лебедки Zollern, здесь установили шариковое опорно-поворотное устройство уменьшенной размерности и систему телескопирования стрелы одним цилиндром. В итоге нагрузка на заднюю тележку не превышает 15 тонн, а доступ на дороги общего пользования разрешен без всяких пропусков. Стоит такой кран на полноприводном шасси КАМАЗ чуть больше 11 млн рублей.
Ивановские краны по-прежнему предлагают расписные стрелы работы знаменитых палехских мастеров
Второй новинкой стал более тяжелый кран серии АК-32 на четырехосном шасси КАМАЗ-6540. Его максимальный грузовой момент составляет 103 тм, что совсем немного уступает стандартному моменту для старших 35-тонников. На этом шасси применена схема с К-образным опорным контуром, как на многих аналогах. Кроме того, разработана новая система съемных противовесов, из которых один можно перевозить на середине рамы, оставаясь в нормах по осевым нагрузкам.
На аналогичном шасси свой новейший кран серии Пионер показал и Галичанин. Главное преимущество новинки — сечение стрелы в форме овалоида. Благодаря скругленным граням ее жесткость и грузоподъемность, по словам разработчиков, увеличилась на 20%. А нижняя рама крана с гнутой центральной частью позволила снизить массу автокрана и получить больший опорный контур. Есть здесь и современная телеметрия: система Skylog отслеживает локацию автокрана и считывает рабочие параметры, перегрузы и прочие данные. 35-тонный Пионер соответствует по нагрузкам и габаритам правилам перевозок грузов №272. Гусек и набор противовесов массой шесть тонн перевозятся в составе автокрана.
Новая серия кранов Галичанин получила имя собственное — Пионер
К новой серии относится и самый большой отечественный автокран КС-85713 грузоподъемностью 100 тонн на пятиосном шасси Volvo. Интересно, что в качестве носителя нелегкой надстройки было выбрано не «экстремальное» шасси FMX с усиленной рамой, а стандартное FM. Впрочем, для крановой техники выбор шасси остается за заказчиком, установка уже опробована на шасси Scania, IVECO, Tatra и белорусском Волате 10х10. Равно как и двигатель крановой установки, который может носить марки ЯМЗ, Deutz, Cummins, Volvo или Weichai.
А из немногочисленных импортных автокранов внимание привлекал 80-тонник SANY на четырехосном шасси. Пятисекционная стрела обеспечивает вылет от 12,2 до 47 метров. Качество машин этой марки, по отзывам специалистов, кстати, уже опережает других собратьев по китайской родине. Неудивительно, что эта марка носит двойное название, а вторым именем ей служит знаменитый Palfinger. Гордостью создателей является колесная формула шасси 8х4х4 — все оси поворотные, а также здесь есть «крабовый ход», сильно упрощающий маневры на стройплощадке. Такое решение на китайских шасси показали впервые, в Европе же подобная схема появилась на кранах еще в конце 1980-х. Стоимость крана STC800 около 500000 долларов США.
Напоследок немного курьезного: на стенде с корейскими грузовиками Daewoo стояло вполне обычное двухосное шасси серии Novus с 45-метровым подъемником Hansin. Характерное решение для корейских грузовиков — разный размер колес.
Передние привычной размерности 22,5, а задние — 19,5 (для уменьшения погрузочной высоты). Однако установщики надстройки заняли место для второй запаски гидробаком установки, так что шины задней оси придется беречь особенно.