Мусорный ветер: исследуем памятники мусоровозам и изучаем историю по маршруту рейтинг-теста 2021

Фото: архив Максима Чернявского | Федор Лапшин

Когда я рассказал коллегам, что собираюсь посетить памятники мусоровозам на маршруте рейтинг-теста, они рассмеялись: «Тур от помойки до помойки?» Именно так и работали те машины! Рассказываем про их историю — разумеется, с архивными фотографиями, причем некоторые публикуются в нашей стране впервые.

Не могу сказать, что на маршруте рейтинг-теста было много интересных технических памятников, но кое-что попадалось. Скажем, на выезде из Саратова обнаружился бульдозер на постаменте (он — на обложке этого номера), а в Борисоглебске Воронежской области — дорожный каток, причем с огромным Волком из «Ну, погоди!» в розовых семейных трусах в цветочек.

Но я ждал Воронеж. Ведь там находится памятник мусоровозу на базе ГАЗ-51! А я, между прочим, дипломированный мусорщик (мой диплом — проектирование автомобиля для высасывания мусора из урн!), и от поступления в аспирантуру при Академии коммунального хозяйства меня спасло только то, что к моменту окончания автодорожного института я уже работал в Авторевю.

А это, как пишут в книгах, «список использованной литературы», причем далеко не полный

В общем, когда я понял, что статья срастается, то стал готовиться, как Дэнни Оушен к ограблению казино Терри Бенедикта. Раскопал все, что было в домашней библиотеке, получил от Макса Чернявского архивную съемку ленинградского Спецтранса, разыскал и купил старые каталоги Автоэкспорта (в Новосибирске и Ярославле), книги «Санитарное благоустройство городов» 1956 года (она почти месяц шла из украинского Николаева) и «Новая техника в городском хозяйстве» 1957 года (нашлась в поселке Тоншаево под Нижним Новгородом). И даже... Вы поверите, если я скажу, что подшивка журнала «Жилищно-коммунальное хозяйство» за 1957 год прибыла ко мне из Китая? Честное слово, с иероглифами на ценниках и завернутая в газеты Shaanxi news! Я ее купил на интернет-аукционе у продавца из Омска, который, в свою очередь, выписал журналы из китайского букинистического магазина в Маньчжурии (как они там оказались?) через Читу...

Но это все лирика, а начать надо вот с чего. И в советских справочниках, и в современных статьях по истории мусоровозов говорится одно и то же: первым специализированным мусоровозом в СССР был МС-1 на базе ЗИС-5.

Первыми специализированными мусоровозами в СССР были немецкие Бюссинги с кузовами Armin Tenner из Берлина (журнал Motor, 1926 г.). Кузов представлял собой нечто вроде железного контейнера с крышками: туда ссыпали мусор из баков

А вот и нет! Мы впервые публикуем фотографии, найденные в толстенной подшивке немецкого журнала Motor за 1926 год. На его страницах — немало коммерческих, и в частности коммунальных, автомобилей, развитие которых в Германии шло полным ходом. И среди них... Цитирую подпись к фотографии: «Мусоровоз для России. Шасси — Büssing. Кузов — Armin Tenner, Берлин». В том же году Motor опубликовал фотографию двух самосвальных машин упомянутого ателье Tenner для вывоза мусора c комментарием, что они в большом количестве поставлены на экспорт. Наверняка имелся в виду и Советский Союз!

Еще один снимок из журнала Motor: «Эти машины для вывоза мусора с кузовами Tenner в большом количестве поставлялись на экспорт». Судя по модели справа — и в СССР

Позже, когда начался выпуск подходящего отечественного шасси ЗИС-5, похожие машины начали делать и у нас — правда, в основном в Москве и, видимо, в небольших количествах.

Карачаровский завод Наркомхоза выпускал на этой базе мусоровозы-самосвалы, похожие на Büssing-Tenner, а в 1935 году журнал «Cтроительство Москвы» рассказывал про самосвал с уплотнителем мусора, который будет изготовлен заводом «Красный металлист».

В том же году лаборатория электрической тяги при Московском энергетическом институте построила мусоровоз с электроприводом! Он базировался все на том же ЗИС-5, но оснащался оригинальной кабиной, за которой в деревянных ящиках размещалось 40 аккумуляторов общим весом 1400 кг. Интересно, на сколько километров их хватало?

У Бюссингов и довоенных советских аналогов был основной недостаток — уровень загрузки мусора находился далеко от земли. Представьте, каково всю смену поднимать тяжелые баки на такую высоту! Да и механизации, кроме ­подъема кузова при разгрузке, не было.

Одним из первых советских мусоровозов был МС-1 на шасси ЗИС-5

Поэтому после войны появился упомянутый МС-1 московского производства с горбатым кузовом и ковшом с гидроподъемником: в верхней точке ковш переворачивался в кузов.

Послевоенный Ленинград: загружают бачки в машину МВ-10

Тем временем в Ленинграде, где находится НИИ Академии коммунального хозяйства, пошли своим путем и создали необычные машины МВ-10 с кузовами-бочками. Есть мнение, что они изготавливались по патенту немецкой фирмы Kuka (конструкция была идентичной), но думается, что наши никакого патента у побежденной Германии не покупали — а просто скопировали конструкцию.

Под обшивкой находился огромный барабан со шнеком, который мог вращаться в обе стороны: при загрузке уплотнял, при разгрузке, наоборот, выталкивал. Позже появились аналогичные МВ-20 и МВ-30 на шасси ЗИС-150, но дальнейшего развития проект не получил: привод тяжеленного барабана (с мусором — до 3 т) потреблял столько, что расход бензина равнялся 60 л/100 км!

МС-2 на базе ЗИС-150 с удлиненными и усиленными рамой и рессорами: мусор подавался вглубь кузова транспортером

В свою очередь, более традиционные МС-2 и МС-4 на базе ­ЗИС-150 и ГАЗ-51, созданные Академией коммунального хозяйства уже в Москве (МС-4 даже попал в каталог Автоэкспорта), обладали чересчур сложным устройством для подачи мусора. Тот полз в кузов по «эскалатору» — ленте транспортера, при этом вместимость ­была невысокой: уплотнение мусора не производилось.

МС-4 был устроен аналогично МС-2, но базировался на более компактном ГАЗ-51. Окно сбоку предназначалось для загрузки крупногабаритного мусора вручную

Тем временем началось развитие так называемых контейнерных машин на шасси ГАЗ-51 — на них ставили или клали большие баки-контейнеры. У ленинградской МКМ-4 шесть баков лежали на боку крышками наружу: баки закатывали-скатывали при помощи изогнутых гидроподъемников. Интересно, не отваливались ли крышки и не текло ли из-под них? Такие машины работали в трех районах Ленинграда — Дзержинском, Куйбышевском (оба ныне — Центральный) и Сталинском (ныне Выборгский).

Еще одна ленинградская разработка — МКМ-4 для шести 500-литровых баков.Снимок сделан на стрелке Васильевского острова у Ростральной колонны

Но популярность в масштабах страны обрела более традиционная конструкция для «квадратных» контейнеров, которые стояли вертикально. Такую машину впервые изготовили по проекту Академии коммунального хозяйства в 1954 году в Свердловске: она была оснащена краном, а для опорожнения все баки, как и у МКМ-4, одновременно опрокидывались в стороны.

АКМ-1 опорожняет контейнеры

В 1956 году в стране работало уже 58 таких автомобилей: коммунальщики докладывали, что система оказалась в целом удачной (не зря потом она перекочевала на ГАЗ-53). Вот только зимой мусор примерзал ко дну контейнеров — поэтому грузчиков снабжали скребками и ломиками, а среди населения требовалась «разъяснительная работа», чтобы в баки не сливали жидкие отходы.

Контейнерная машина АКМ-1 АКХ

Примерно в 1955 году московская Академия спроектировала кузовную машину ОМ-1: она была похожа на МС-4, но отличалась присутствием уплотнительной заслонки, которую после загрузки гидроцилиндры двигали вперед, уталкивая содержимое.

ОМ-1, разработанный в Москве, был предшественником массовой модели 93М

Ну и наконец, появился массовый и «всенародный» 93М (ранний индекс — М-93) на шасси ГАЗ-51Д для самосвалов ГАЗ-93. Сейчас пишут, что 93М выпускался чуть ли не с сороковых годов, но я нашел точные год и месяц. Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство» за март 1957 года сообщал, что — нет, уже не коммунальная Академия, а ОКБ ­Минавтопрома СССР разработало М-93 (главный конструктор — А. Сеславин), и экспериментальный завод того же Минавтопрома (ныне МЗСА) изготавливает два опытных образца, которые будут переданы для эксплуатационных испытаний.

«Классический» 93М с горизонтальными ребрами кузова (из проспекта Автоэкспорта)

В конструкции максимально использовались серийные детали и узлы, а устроена машина примерно так же, как ОМ-1: после опрокидывания вручную бачков в бункер гидроплита с ходом 1,1 м уплотняла мусор, причем в это время крышка бункера блокировалась.

Схемы показывают уплотнение мусора в кузове машины 93М толкающей плитой с приводом от гидроцилиндра

Интересен первоначальный проект окраски: темный верх, светлый низ, а «посередине будет проведена узкая красная полоска». Если вспомнить, что тогдашние машины милиции тоже носили красную полосу, — точно мусоровоз!

Автомобиль 93М в процессе разгрузки: кузов поднимался гидроподъемником от самосвала ЗИЛ ММЗ-585

Эту модель выпускали сразу два завода, киевский Дормаш и Орловский завод погрузчиков, причем еще в 1972 году она производилась, а в 2007-м Максим Чернявский встретил ее в Кременчуге.

В 2007 году Максим Чернявский сфотографировал в Кременчуге один из последних 93М на ходу, причем с советскими номерами

А что за машина стоит на постаменте в Воронеже? Известно, что автомобиль 1976 года выпуска отыскали в 2001-м в Репьевском лесничестве и якобы он доехал до постамента своим ходом (хотя у него, как и у других российских мусоровозов-памятников, уже нет ни силового агрегата, ни кардана). Шины точно аутентичные — на них видны знаки качества и ГОСТ 1975 года. Если залезть под кабину, можно просунуть голову в проем в полу, через который проходил рычаг коробки передач, и посмотреть на остатки интерьера...

В последние годы скверик, где стоит воронежская машина, оградили глухим забором, хотя и с проходом — наверняка от случайных хулиганов. Да и кузов заварен — кстати, кузова на мусоровозах в Воронеже и Туле отличаются от того, что изображен у 93М в каталогах, причем на воронежском экземпляре он близок к более поздней модели 53М. Но мусоровозы на базе ­ГАЗ-51 производились разными заводами не один десяток лет, да и за годы эксплуатации могли произойти капремонт или перестановка кузова.

После Воронежа я взял курс на Тулу, где стоит еще один ГАЗ-мусоровоз: глядя на него, воронежцы и соорудили свой памятник. Но когда навигатор, куда я забил «памятник мусоровозу», повел меня в сторону от самой Тулы, я удивился. А потом стало ясно: в Новомосковске у забора местного «треста очистки» установлена еще одна машина, только на шасси ГАЗ-53. При ближайшем рассмотрении она выглядит печально: окраска плохая, кабина утыкана саморезами от праздничной светодиодной ленты, все, что снизу, ­ржавое-гнилое, отсутствует даже дифференциал. Понятно, почему руководство предприятия оказалось недовольно моим внезапным визитом!

По сравнению с этим аппаратом тульский ГАЗ-мусоровоз выглядит намного лучше — несмотря на то, что он гораздо старше, водительская дверь не заперта, а в бункер действительно накидан всякий мусор (разумеется, уже современный). Да и передние колеса не родные — от ­ГАЗа-53. Зато под днищем остались даже тросы открывания крышки бункера при подъеме кузова. Кстати, утверждается, что машина прошла в местном автохозяйстве миллион километров.

А еще радует КО-413 киевского завода Коммаш, который стоит в самом Киеве. Правда, сама модель, как и новомосковский МКМ, поздняя (такие поднимали контейнеры над кузовом и переворачивали их, отчего часть мусора просыпалась наружу), и на постамент ее установили в 2004 году. Но машина расположена высоко и недоступна вандалам, не так давно ее перекрасили, убрав ржавчину, и мотор с трансмиссией в наличии. Да еще вокруг цветы и красивая ограда. Такими и должны быть памятники автомобилям!

Жаль, конечно, что не увековечены наиболее массовые мусоровозы советской эпохи на базе ГАЗ-53 — кузовной 53М (производители — киевский Дормаш, а затем и Готвальдовский машзавод под Харьковом) и контейнерный М-30 (в начале семидесятых его выпускал Орловский завод погрузчиков, с конца семидесятых — мценский Коммаш).

Такая вот история: хорошо, что хоть несколько экземпляров сохранилось в виде памятников, но судьба их под открытым небом незавидная. Это же не фронтовая техника, которую регулярно подновляют ко Дню Победы!

Новинка Ряжского завода на улицах Воронежа — МК-1541-14 на шасси Газона Next со вместимостью кузова 8,2 м и коэффициентом уплотнения 5

Ну а дело «газончиков»-мусоровозов, только уже современных и на шасси Газона Next, продолжается. Такую новинку Ряжского авторемонтного завода я увидел в Воронеже: объем ее кузова почти в два раза больше, нежели у ветерана 93М (8,2 м2 против 4,4 м), коэффициент уплотнения в три раза выше (5 против 1,5—1,7), машина с полной нагрузкой на три тонны тяжелее (8,7 т против 5,7 т), а просят за нее 4,8 млн рублей против 2400 рублей, которые 93М стоил в 1972 году.

Однако за время пути «газончик» успел подрасти! Но старая гвардия еще в строю: на окраине города встретился побитый жизнью ГАЗ-мусоровоз с угловатой кабиной... 

Рекомендованные статьи