Мы побывали на заводе Промтех в Нижнем Новгороде
О продукции нижегородского завода Промтех мы рассказывали не раз — и не раз же гоняли по полигону переделанные там грузовые Ларгусы разного вида и размера. Но на самом предприятии со времени моего последнего визита многое изменилось — интересно было посмотреть на обновления, а также узнать, чем завод живет в нынешнее непростое время.
Стоянки рядом с заводом заполнены новенькой продукцией
Начнем с того, что под одной крышей тут находятся, по сути, две организации. Непосредственно сам Промтех занимается выпуском коммерческой техники, а компания Швабе-СпецАвто (совместное предприятие с медицинским холдингом Швабе, который входит в Ростех) отвечает за всю «социалку»: машины скорой помощи, школьные автобусы и прочую подобную технику. Такое разделение упрощает работу по госконтрактам с муниципальными организациями.
На предприятии есть собственное производство сидений
Но хоть компаний тут и две, предприятие — одно. И судя по всему, дела у него даже сейчас идут неплохо. Площадки готовой продукции заставлены новенькими автомобилями, да и в цехах заполнены все посты.
Это — подъемник для инвалидных колясок, также собственного производства
За последние два года в производство было вложено около 250 млн рублей. Не имея больших территориальных возможностей для расширения, модернизируют производство здесь вверх. В прямом смысле слова: над основными сборочными помещениями организован второй этаж, на котором собираются многочисленные компоненты, и система грузовых лифтов.
Так проваривается алюминиевый каркас
Самообеспечение доведено до внушительных 96% — на стороне завод закупает только стекла и светодиоды для спецсигналов (собирают их также на месте) и сырье. Европейская «санкционка» тут не применяется — сертифицированные краски закупаются в Китае, в качестве наполнителя для изотермических будок используется российский пенополистирол (в отличие от пенополиуретана, который приезжал из-за границы), металлы также российские.
Еще на производстве все больше переходят на работу с алюминием, который реально приходится искать по всей стране. Зато, к примеру, целиком выполненный с применением только крылатого металла (включая каркасы сидений и полки в салоне) модульный школьный автобус на шасси полноприводного Соболя получился сразу на 600 кг легче аналогичного стального. О том, как последний пугающе кренился в поворотах, как раз из-за перетяжеленной «будки», мы рассказывали.
Эта модульная скорая уже на финальном этапе сборки
Не забыт и выпуск модульных скорых — в одном из цехов как раз стояла такая Газель с большим квадратным кузовом за кабиной. Интересно, что рядом дособирали еще одну скорую — на шасси Ford Transit. Редчайший автомобиль — мало того, что сейчас выпуск этих малотоннажников на заводе в Елабуге остановлен, так и до того большую часть переделок подобной техники в спецавтомобили выполняло придворное фордовское ателье Нижегородец.
Возможно, этот Transit — один из последних выпущенных в России
А вот и производство грузовых Ларгусов. Тут им срезают крыши — да и все остальное тоже срезают, оставляя лишь «несущую тележку». Сверху к ней привариваются усилители, и уже на них монтируется кузов — тоже своего производства, объемом до семи кубов.
За прошлый год на заводе выпустили порядка трех тысяч разных автомобилей. В своем нынешнем виде предприятие готово к выпуску 500—600 автомобилей в месяц. Но с нынешним рынком таких масштабов точно не достичь, поэтому сейчас месячная норма — это 250—300 автомобилей.
Кстати, возможного ухода Ларгуса с нашего рынка тут, конечно, опасаются, но не считают это криминалом. Технология постройки «несущих» грузовичков применима и к другим автомобилям. Так, уже летом тут планируют представить бюджетный вариант подобной машины на другом шасси. Каком — пока не сообщается.
А еще на заводе Промтех взялись за работу с… Индийскими грузовиками Ashok Leyland! Впрочем, об этом мы расскажем в отдельном материале.