На взлет: МАЗ представил новый аэродромный автобус

Фото: Андрей Филиппов

Минский автозавод вошел в азарт и начал выдавать новые автобусы один за другим. Совсем недавно был представлен городской МАЗ-303, и вот теперь состоялась премьера аэродромника МАЗ-271.

Такой точно не затеряется среди красавцев-авиалайнеров! Кроме яркого дизайна новинка получила и ряд интересных решений, делающих модель более удобной для эксплуатации. В первую очередь это касается пассажирского салона: конструкторы поработали над его компоновкой.

Задняя площадка полностью отдана на откуп стоящим пассажирам

Предусмотрено несколько вариантов установки сидений — от 8 до 14 в зависимости от пожеланий заказчика. Изменена система привода служебных дверей — так, чтобы механизмы не отнимали полезное пространство в салоне. А благодаря огромной площади остекления кажется, что внутри даже просторнее, чем есть на самом деле. Для удобства пассажиров автобус оснащен шестью дверями (по три с каждого борта) и системой книлинга, благодаря чему высота пола может опускаться с 340 до 300 мм.

В салоне просторно, арки задних колес можно использовать для багажа

Дополнительное внимание уделено поддержанию комфортной температуры в салоне: за это отвечают китайский кондиционер King Clima мощностью 40 кВт с разводкой по всему салону и комбинированное отопление.

Над каждой служебной дверью предусмотрены воздуходувки для создания тепловой завесы  

Чтобы добиться размещения максимального количества пассажиров (да еще часто с объемной ручной кладью), специализированные перронные автобусы отличаются габаритами от своих собратьев, предназначенных для дорог общего пользования. Ширина МАЗ-271 — 3190 мм, длина — 14 480 мм, высота — 3250 мм. Несмотря на такие размеры, радиус поворота по внешнему габариту не превышает 15 метров (это только кажется, что «аэропорт» и «простор» — синонимы, а на самом деле маневренность перронным автобусам нужна не меньше, чем городским).

В кабине водителя — два места, разделенные огромным тоннелем: это стандартная компоновка для подобных машин. На самой «крышке» предусмотрены различного размера выштамповки для мелочей.

Вместо наружных зеркал — мониторы на передних стойках с изображением с камер
Вместо наружных зеркал — мониторы на передних стойках с изображением с камер
Компоновка кабины жестко привязана к наличию спереди моторного отсека
Компоновка кабины жестко привязана к наличию спереди моторного отсека
Правый «подлокотник» тоже активно используется: управление АКП, ручник и т.д.
Правый «подлокотник» тоже активно используется: управление АКП, ручник и т.д.
Вместо наружных зеркал — мониторы на передних стойках с изображением с камер
Вместо наружных зеркал — мониторы на передних стойках с изображением с камер
Компоновка кабины жестко привязана к наличию спереди моторного отсека
Компоновка кабины жестко привязана к наличию спереди моторного отсека
1 / 3

Эргономика места водителя продумана, а появление камер и мониторов на стойках вместо обычных зеркал — шаг навстречу дизайнерам. Дело в том, что автобус имеет зауженную переднюю часть и традиционные зеркала выглядели бы здесь чужеродными.

Внутреннее оформление передних дверей оригинально и функционально
Внутреннее оформление передних дверей оригинально и функционально
Потолочная консоль размещена в центре кабины, рядом с ним большой монитор салонных камер
Потолочная консоль размещена в центре кабины, рядом с ним большой монитор салонных камер
Внутреннее оформление передних дверей оригинально и функционально
Внутреннее оформление передних дверей оригинально и функционально
Потолочная консоль размещена в центре кабины, рядом с ним большой монитор салонных камер
Потолочная консоль размещена в центре кабины, рядом с ним большой монитор салонных камер
1 / 2

Как и положено перронным автобусам, МАЗ-271067 имеет передний привод и силовой агрегат, расположенный в передней же части: такая компоновка позволяет обеспечить максимальную пассажировместимость.

Вот он, «капот» в кабине водителя: доступ через верхние люки — их несколько

Двигатель —  мерседесовская «шестерка» (7,2 л,  238 л.с., Евро-5), коробка передач — "автомат" Allison.

Интересный момент: выхлопная система автобуса выведена в ниши передних колесных арок на оба борта, и  в зависимости от того, с какой стороны осуществляется высадка пассажиров, система автоматически перекрывает соответствующую трубу, перенаправляя весь выхлоп на противоположную сторону.

Также стоит отметить, что для уменьшения размера колесных арок в салоне на автобусе используются колеса разной размерности: спереди — односкатные, с шинами 385/65 R22,5, сзади — двускатные, размерностью 265/70 R19,5. Полная масса автобуса — 22 тонны, соответственно, нагрузка на каждую из осей — 11 тонн.

На служебных дверях используются механизмы прислонно-сдвижного типа

С учетом пожеланий эксплуатационников несущий каркас, сваренный из стальных профилей и прямоугольных труб, облицован оцинкованным листом, также применяются стеклопластик и алюминий.

Сзади МАЗ-271 тоже выглядит оригинально, но не будет ли черный глянец излишне бликовать на солнце?

Первым, кто начнет эксплуатацию новых перронников МАЗ-271, станет аэропорт Борисполя: украинские дилеры МАЗа выиграли тендер на поставку авиаторам шести таких МАЗов-271067 и пяти городских МАЗов-203015. В настоящий момент в Борисполь пришел первый перронник, и в ближайшее время ожидается второй экземпляр. Оставшиеся четыре машины поступят в аэропорт в течение 2020 года. Общая сумма контракта — 103,350 млн грн. (4,215 млн долларов).

Первый МАЗ-271067 и партия МАЗ-203015 на территории аэропорта Борисполь

Напомним, что Минский автозавод был первым заводом на постсоветском пространстве, который создал специализированный перронник: аэродромный автобус первого поколения, МАЗ-171 появился в 2006 году. 

Минский перронник первого поколения — МАЗ-171 перед отправкой заказчику

В Европу модель не попала (возможно еще и потому, что уж слишком напоминала тогдашние аэродромные Неопланы), но по российским аэропортам разошлась: было выпущено более 80 таких автобусов, которые и по сей день успешно работают в трех десятках различных аэропортов.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • Вместо ненужного чёрного глянца, лучше б солнечные батареи разместили на бортах и крыше. В жару помогало бы кондиционировать при отключенном двигателе..

  • Не понимаю, а что мешало посадить водилу над колесной нишей и тем самым снизить длину, массу и габаритный радиус автобуса?

  • а почему руль с эмблемой Мерседес-Бенц, если там только двигатель, а не сам автобус, Мерседес?

  • В первую очередь это касается пассажирского салона: конструкторы поработали над его компоновкой.

    Хреново поработал-Не хватает вертикальных стоек... Это и так болезнь Аэродромников а тут выраженная..Будь моя воля - Я в тупую бы стоек посреди салона вертикальных поставил. И вообще компоновка салона- Ну если я на точной копии месяц назад не перемещался... Значит у меня плохо с памятью.

    и системой книлинга, благодаря чему высота пола может опускаться с 340 до 300 мм.

    Штука Абсолютно бесполезная..

    • на счет поручней абсолютно согласен, их не хватает на всех перронных автобусах. Кажется что те кто их строит и эксплуатирует, сами ими никогда не пользуются.

      • Вот у меня тож такое впечатление... Вот просто сравним..Авиасалон в Жуковском...
        За день перебрасывают 400 ТЫСЯЧ человек Это не 777 в который 450 входит.....Обычные лиазы и скамейки.. Но куда же удобней...

    • Штука Абсолютно бесполезная..
      как и ваш комментарий

      • Когда вы последний раз на Эародромнике ездили-Причем ИМЕННО ТАКОМ.. Я четыре недели назад. Причем компоновка -Совпадает полностью.Но он не МАЗ. ОЧЕНЬ НЕ УДОБНО,

        А клининг- А он должен идти на два борта с 340 до 300 ..Вам ничто не говорит - "смерть в результате падения с высоты собственного роста"? Так возьмите рулетку- и посмотрите чем 340 от 300 отличается...

        • Можно захлебнуться сделав глоток из чайной ложки.
          Большинство аэродромников одинаковы. Тем более на постсоветском пространстве. Многие производители автобусов в СНГ остаточно используют совковые понятия и методы, МАЗ в их числе.
          А теперь самое вкусное. Эксплуатанты могут заказать внутреннюю планировку по своему усмотрению. Но не делают это, потому что дешевле. А МАЗ в данном случае, не предлагает. А страдаете вы! Вывод: перевозчику плевать на ваше удобство.

          Об удобстве. Летел я в прошлом году на славном самолете Боинг 777 от Airfrance, целиком самолет эконом класса. Это значит, что в нем установлено максимально возможное количество кресел. Сидел я полубоком, вытянув ноги в проход, потому что по другому, было нереально. Лететь 9 часов.
          Возвращался Аэробусом А350, тоже в эконом классе. Но компановка была немного иной. До переднего кресла было достаточно места, да и само кресло было очень комфортным. Там я уже отдыхал. Это компания Air Mauritius.
          Маршрут этих компаний один и тот же, но разный подход к клиентам! Надеюсь вы поняли мой посыл относительно автобусов.

          • на фоне цены автобуса, десяток дополнительных поручней будет едва ли заметен

          • Летел я в прошлом году на славном самолете Боинг 777 от Airfrance, целиком самолет эконом класса. Это значит, что в нем установлено максимально возможное количество кресел.

            Я в прошлом году два раза на Кубу летал-А там среднее 12 часов..
            Первый раз на 767 второй-самолеты поменяли на новые на 777..
            Надо сказать что в позапрошлом я туда летал на Арбуз -330..
            Итак 767- компоновка салона убей меня мама.. Хрен куда ноги вставить и это при моих 176.. 777- новенький. Шаг кресел не поменялся.. Но вот какая глобальная разница в самих креслах..И места так для меня вполне..А уж какая мультимедиа- ни одного сбоя...Арбуз 330 известной и как бы лучшей авиакомпании.. По ногам чет среднее И средне зависшее мультимедиа..
            Шаг кресел везде одинаков..Но какая же разница..
            А вот теперь Аэродромники.. Вот что им стоит добавить мест за которые держаться можно..Ничего больше не надо. А то в одну стойку человек по 5 вцепляются.. Мож он и не особо лихо ездит.. Но если Рукой не держатся- То на повороте при его заполненности-Точно упадешь на кого то...Чисто физика..
            А набивают их по полной.

  • По компоновке проект Перестрока напоминает, может оттуда что то брали для переднего привода? Могли и сзади логотип оставить с брендингом не очень хорошо. Внешний дизайн по прежнему нагромождение кругов и линий, прошлый "дизайн" даже симпатичней хотя бы понимаешь, что за него не переплачиваешь.

    • По компоновке проект Перестрока напоминает,

      Напоминает он стандартный аэродромный автобус с очень ХРЕНОВОЙ КОМПОНОВКОЙ.
      У меня например такие-Только один вопрос вызывают- Какой придурок ЭТО СДЕЛАЛ.

  • Из подписи к фото можно сделать вывод, что раньше задняя площадка была занята сиденьями, а это не так. Хотя компоновка салона по сравнению с МАЗ-171 действительно несколько изменилась.

  • Минский автозавод вошел в азарт и начал выдавать новые автобусы один за другим

    автоваз пример взять не хочет? Бу нет уж сколько лет, а где хоть одна модель после-Бу?

    Интересный момент: выхлопная система автобуса выведена в ниши передних колесных арок на оба борта, и в зависимости от того, с какой стороны осуществляется высадка пассажиров, система автоматически перекрывает соответствующую трубу, перенаправляя весь выхлоп на противоположную сторону.

    а на крышу никак было не вывести? из-под арок из леХХХко в салон задувать будет, с какой стороны ни выводи

    • И как выводить наверх? Через кабину водителя, через салон, или по сторонам как у американских траков?

    • Б/у не "разработал" ни одной модели, все было заложено до него. Новые модели тоже не за горами, этот процесс не такой быстрый.

      • Бу и не должен был ничего разрабатывать, его задача была вывести новую модель. Если бы не Бу, все бы до сих пор на приорах ездили и не было бы никакой Весты. На ГАЗе Бу вывел на рынок Next, на ВАЗе - Весту. И если на ГАЗе продолжают работать и выпускать новые модели, то в Тольятти нас смогут в будущем порадовать лишь перелицованными Дачиями...

        • Веста к моменту его прихода уже была почти готова, он просто забрал себе все лавры типа я вывел новую модель. Звездобол и очковтиратель профессиональный, этого у него не отнять.

      • этот процесс не такой быстрый.

        Это только у АвтоВАЗа не быстрый, остальные способны выкатывать новую или рестайлинговую модель раз в 5 лет.

        • В прошлом году модернизированную Весту и ХРЭЙ дали? В этом вроде тоже что-то планируется. Как минимум возвращенная Нива экс-Шеви выйдет. А там и до новой не далеко.

          • В прошлом году модернизированную Весту и ХРЭЙ дали?

            Вернули старый мотор и дали новую коробку... Какая крутая модернизация!

            Как минимум возвращенная Нива экс-Шеви выйдет.

            А ШНива к чему? Это совершенно не новая модель, а результат насильственных действий над Нивой.

            А там и до новой не далеко.

            Не далеко, это сколько десятилетий?) Сколько уже лет ждем Дастер под брендом Лада?

            • У Весты не только мотор+коробка, но и новые опции типа подсветки поворотов, черный потолок, складывание зеркал, всех деталей не помню, если интересно - найдете. ШНива под ВАЗовским брендом неизвестно в каком виде выйдет, возможно чего и допилят. Насчет новой Нивы в виде Дастера опять мимо, как минимум трансмиссия будет совсем другой, это вроде официально подтверждено. А вообще не надо ждать чудес от местечкового заводика. Работает худо-бедно, и то хорошо.

              • 1) Запилить включение противотуманки с поворотом руля вы относите к модернизацией. Серьезно?
                2) Черный потолок, это да, это точно модернизация! Технологии круче, чем перевод мотора на цикл Миллера.
                3) Электроскладывания зеркал... см. п.1
                Далее, ШНива модернизироваться, именно модернизироваться, а не внедрение подсветки поворотов, не будет.
                Что по трансмиссии Дастера от Lada, то прошу предоставить пруф.

                • В качестве пруфоф подойдет это
                  https://autoreview.ru/news/lada-4h4-vision-pervyy-vzglyad-na-novuyu-nivu#!comment=1237409
                  Т.е. вопрос как миниум прорабатывается. И, зная АвтоВАЗ, он как минимум постарается улучшить оригинал (как в случае с Сандеро и ХРЭЙем Кросс), если уж трансмиссии Дастера быть.

                  Насчет остального можете усираться сколько хотите в вашей манере, я вроде все сказал. А кстати да, еще на Весте улучшили фиксаторы дверей. Все это вкупе - неплохая таки модернизация.

                  • В качестве пруфоф подойдет это

                    Не пойдет, ибо первое:

                    вазовцы до сих пор на распутье.

                    и второе:

                    высока вероятность того, что новая Лада 4x4 унаследует полный привод Дастера — с муфтой подключения задней оси и очень короткой первой передачей вместо отдельной понижайки.

                    Т.е. нет конкретики, лишь обсуждения вариантов дальнейшего развития.

                    А кстати да, еще на Весте улучшили фиксаторы дверей. Все это вкупе - неплохая таки модернизация.

                    Если доработка фиксаторов дверей- модернизация, то Солярис так вообще в первый год выпуска модернизировали!
                    Вкупе все это- исправление детских болезней, но никак не модернизация, особенно на 5-й год конвейерной жизни. Это позор, другие компании этим занимаются молча и до рестайлинга в середине жизненного цикла модели.

  • Зачем было окрашивать крышу на передке если огромное темное пятно лобового сверху смотрелось бы адекватной границей. А 203им боковины у крыши можно было как раз окрасить, лобаш бы слился и окошко под маршрутное табло.

  • Одного не пойму, зачем верблюжья колючка перед носом водителя. Он что - верблюд?

  • Интересно! Мне одному показалось, что руль на МАЗе от Мерседеса.
    А так белорусы большие молодцы!

  • Помнится, однажды прилетел вечером Райанэйром в Борисполь, а места у терминала (где пассажиры пешком ходят) были заняты. Подали обычный городской автобус. Один на 180 человек - ирландцы привыкли экономить. А у этого широченного МАЗа по паспорту 90 вместимость. Очень тесно было, давно так не ездил. Это сейчас для лоукостов отдельный терминал работает.

    Кстати, в ноябре одесский аэропорт купил словенские ТАМы аэродромные. Получилось по 18.3 миллиона за штуку. А эти МАЗы Борисполь по 12 купил.

  • Выхлопная труба в салон - это сильно! Когда автобус стоит и ждет пассажиров, проходящих последний контроль - двери открыты.

    • в зависимости от того, с какой стороны осуществляется высадка пассажиров, система автоматически перекрывает соответствующую трубу, перенаправляя весь выхлоп на противоположную сторону.

      Вряд ли он сажает пассажиров сразу с обеих сторон. Да и вряд ли стоит по полдня, ожидая проходящих контроль пассажиров, наверняка подъезжает к терминалу тогда, когда группа уже сформирована.

    • Не в салон, а в арки с заслонкой на сторону открытых дверей.

    • Ну во-первых, как правило, на посадке стоят они с заглушенным мотором. Ну а во-вторых, статью читать пробовали?

      в зависимости от того, с какой стороны осуществляется высадка пассажиров, система автоматически перекрывает соответствующую трубу, перенаправляя весь выхлоп на противоположную сторону.

      • А вы внимательно читали?
        ВЫСАДКА. При высадке пассажиров двигатель НЕ работает и эта функция не имеет смысла вообще. А при ПОСАДКЕ пассажиров зимой водитель оставить двигатель заведенным 200% и печку включит т к ему холодно стоять 15-30 минут при открытых дверях. И будет выхлоп тянуть в салон все это время.

        • ВЫСАДКА. При высадке пассажиров двигатель НЕ работает

          Как раз таки наоборот, при высадке не глушат, а вот при посадке- часто глушат. Причина проста, высадка занимает куда меньше времени и смысла нет.

          А при ПОСАДКЕ пассажиров зимой водитель оставить двигатель заведенным 200% и печку включит т к ему холодно стоять 15-30 минут при открытых дверях.

          Перронный автобус работает не только зимой. Кабина водителя полностью изолированна. Пассажиры за 15 минут не перемерзнут.

          • Не знаю, какие пассажиры не мерзнут в этих автобусах, но я всегда специально одеваюсь, и всё рано дрожу. Ветра там гуляют сильные. Стоять даже пять минут в очень неприятно.

      • Все равно аэропорт – то место, где можно и нужно применять транспорт на электротяге. Мифический carbon footprint это вряд ли снизит, поскольку 3-5 литров солярки от автобуса в час – ничто по сравнению с тоннами сжигаемого авиакеросина, но не нюхать зимой/в сильную жару дизельный выхлоп – уже неплохо, да и трогаться/тормозить в теории он может гораздо мягче.

        • Интересно, может, есть смысл делать перронный автобус с суперконденсаторами. Ставит же Белкоммунмаш их на электробусы. Заряжать можно будет при посадке пассажиров.

        • Там гидромеханический автомат Allison, с плавностью разгона не должно быть проблем.

        • Во первых 1.5-2 л/ч расход хх а во вторых так ради интереса постойте возле грузового двигателя евро5 и попробуйте уловить его запах. Там уже адблю стоит а дальше не порите ерунду. Изучайте матчасть.

        • не нюхать зимой/в сильную жару дизельный выхлоп – уже неплохо,

          Давно вы в современных обслуживаемых автобусах нюхаете выхлоп?

          трогаться/тормозить в теории он может гораздо мягче.

          Ну не знаю, не замечал подергиваний на перронных автобусах, да и на городских тоже.

          • Когда они стоят по 10-15 минут с открытыми дверьми и заведенным двигателем в ожидании всех опоздавших, а ветер дует в «удачном» направлении – регулярно унюхиваю выхлоп, с 1-2 сторон обычно стоянка возле терминалов прикрыта зданиями и все это скапливается в воздухе.

            • Опять же повторюсь, унюхивали ли вы в исправном европять хоть капельку копати?

              • Имею новую дизельную машину с Евро-5, без мочевины, правда. Копоть – нет, извольте, копоти нет с 80-х у исправных дизелей.
                Но специфичный едва уловимый (сладковато-уксусный) запах у дизеля будет всегда, хоть там Евро-8 и ЕГР в 4 контура придумают.

  • А можно статистику, когда сняли с производства МАЗ-171 и сколько выпущено?

Рекомендованные статьи