Небесный именинник: Neoplan Skyliner празднует полувековой юбилей
В этом году исполняется полвека флагману немецкой марки Neoplan — модели Skyliner. Этот двухэтажный самый комфортный туристический автобус давно задает планку всем конкурентам в мире. Прообраз «небесного лайнера» появился в виде дипломной работы своего создателя Конрада Аувертера, младшего сына основателя компании. Отец, Готлиб Аувертер, основал свою марку в 1935 году, но имя Neoplan появилось в 1953-м у первой машины с несущим кузовом.
А спустя одиннадцать лет молодой специалист впервые предложил двухэтажную схему для туристических автобусов. Она была давно и хорошо известна на городских машинах (как в Британии, так и в немецких городах еще с 1920-х). Однако специалисты туристического сектора восприняли ее настороженно: считалось, что повышенный центр тяжести на магистрали непременно приведет к опрокидыванию.
Чтобы доказать свою правоту, в 1967 году Конрад предпринял 550-километровый пробег на своем Do-bus из Штутгарта в Брюссель. Тогда же его 96-местный «турист» выставлялся в Ницце, где и получил первый приз.
Скайлайнеры собирались и на американском филиале компании
История доказала его правоту — с тех пор выпущено уже больше пяти тысяч Скайлайнеров семи поколений. Они же стали основой для «рекордных» модификаций: сочлененного двухэтажника Jumbocruiser и единственного в Европе четырехосника Megaliner.
Самый большой европейский «турист», 15-метровый четырехосный Megaliner, встречался и у нас в роли междугороднего автобуса
Кроме того, на базе Скайлайнеров неоднократно создавались единичные «спецмашины»: передвижной отель, мобильный дом для арабского шейха, автобус для аэронавтов.
Последним примером является уникальная дорожная яхта, построенная немецким умельцем на шасси Скайлайнера 1971 года выпуска. Разработанный для сдачи в аренду автобус по имени Roadyacht переделан полностью. Двигатель и коробка передач заменены на современные (на все Неопланы с 2002 года устанавливаются агрегаты концерна MAN). На первом этаже размещены кухня, гостиная, туалет, генератор, бойлер и баки с водой. На втором этаже-палубе — гостиная, спальня с четырьмя кроватями и ванной комнатой. Стоимость аренды «яхты» не указывается: она устанавливается путем переговоров.
Один из немногих сохранившихся Скайлайнеров первого поколения переделан в кемпер и сдается в аренду