Неядерный щит: что показали на выставке MILEX в Минске
В России главный смотр военной техники — это форум Армия, который традиционно проводится под Москвой летом. Ну а в соседней Белоруссии достижения «военщины» можно увидеть в Минске на выставке MILEX. Она проходила уже в девятый раз — и вот что там было интересного.
Носатый трехосный броневик, похожий на российские Урал Тайфун и Урал-ВВ (переименованный в Урал-4320090) называется Защитник, а построил его 140-й ремонтный завод из города Борисов. Аппарат обозначается как «защитное транспортное средство многоцелевого назначения» и он рассчитан на перевозку 12 бойцов в салоне плюс два места в кабине. Бронирован автомобиль очень неплохо: борта и корма защищены по классу Бр4: от пуль автомата Калашникова с термоупрочненным сердечником, лоб и бронестекла — по классу Бр5, от бронебойно-зажигательных пуль снайперской винтоки СВД. Интересно, что, несмотря на капотную компоновку, Защитник построен на полноприводном шасси МАЗ с 400-сильным двигателем ЯМЗ-7511. Полная масса — 19 800 кг.
Следом — броневики Витим, построенные компанией Минотор-Сервис: о них мы уже рассказывали. Эти полноприводные машины, оснащенные дизелями ЯМЗ-534 мощностью 215 л.с., могут на суше набирать скорость до 115 км/ч, да еще и плавают со скоростью до 5 км/ч. На выставке они были представлены в трех вариантах.
Этот броневик будто из фантастического фильма называется Секач. Его построила компания НПООО «ОКБ ТСП» из Минска на шасси собственной разработки: оно предназначено для установки различных модулей, как с вооружением, так и без.
Бронеавтомобиль Секач
Основная задача, заложенная при проектировании, — максимальное использование отечественных агрегатов. Мосты, рама, карданы, коробка — все «сделано в Беларуси». Даже двигатель здесь белорусский — Д-260 производства ММЗ. Правда, для броневика полной массой аж 17,5 тонны силовой агрегат форсировали до 350 л.с.
Компания «БСВТ — новые технологии», также расположенная в Минске, показала на выставке целое семейство броневиков под названием Асилак («Силач»). Эти полноприводники полной массой больше девяти тонн оснащены двигателями ЯМЗ-534 и предназначены для работы в районе боевых действий. Особенность этих машин — днище V-образной формы, призванное рассекать ударную волну при подрыве. Существует несколько исполнений.
Интересно, что, хоть компания-производитель и заявляет Асилаки как собственную разработку, в чертах машин явственно прослеживается след российской компании СпецТранс, — не совместная ли это разработка?
А вот комплекс Бук-МБЗК на новом четырехосном корпусном полноприводном шасси МЗКТ. Он оснащен 500-сильным двигателем и при полной массе 17,3 тонны способен развивать 60 км/ч.
Комплекс Бук на шасси МЗКТ
Кстати, белорусы активно пересаживают ракетные установки на шасси МАЗа. Так, фирма с труднопроизносимым названием «2566 ЗРРЭВ» представила боевую машину из состава ЗРК «Оса», предназначенную для уничтожения малоразмерных воздушных целей — к примеру, беспилотников.
ЗРК "Оса" на шасси МАЗ
Компания Волатавто продемонстрировала на этом же шасси знаменитую систему «Ураган-М», которая традиционно монтировалась на шасси на ЗИЛ-135 и МЗКТ-7930
Ураган-М на шасси МАЗ
Иностранную технику было практически не видно на выставке. В прямом смысле слова! Заградительное устройство Рубеж, установленное на внедорожник Ford Explorer, полностью скрыло его из вида. Этот «забор» построила фирма «АГАТ — электромеханический завод», а предназначен он для сдерживания демонстрантов во время беспорядков, если таковые случатся.
Рубеж представляет собой металлические щиты: они образуют в разложенном состоянии стенку высотой три и шириной шесть метров, которая позволяет заменить аж 24 бойца. В транспортном положении конструкция компактно размещается на крыше автомобиля. Кстати, аналог существует и в России, только куда более могучий: его создал концерн Калашников на базе тяжелого бронированного КАМАЗа. А Explorer куда меньше и легче того же КАМАЗа: да протестанты запросто снесут эту машинку вместе со щитами! Но сейчас в Минске тихо и мирно...