Cмотр пожарных олдтаймеров: «Печку, Леночка, не тронь...»
«...Жжется, Леночка, огонь!» — помните стихотворение Маршака о пожаре? И дальше: «В пять минут автомобили до пожара докатили, стали строем у ворот...» На этот раз пожарные машины разных стран и лет выпуска стали строем на Олдтаймер-Галерее в Сокольниках: экспозиция была посвящена столетию образования пожарной охраны в СССР.
Пожарное дело во много крат старше автомобильного, и потому на выставке было представлено немало образцов, к машинам отношения не имеющих. Но среди них встречались и те, что использовались — или могли использоваться — пожарными дореволюционной России, а некоторые еще и производились здесь.
Сохранились, например, ручные насосы завода «Густав Лист»; представлены также конные повозки — несколько таковых составляли вместе пожарный обоз: одна с топорами да баграми («багровый ход»), другая с лестницами, третья с рукавами-стволами и запасом воды, чтобы приступить к тушению огня сразу же по прибытии на место, еще одна с насосом, когда ручным, а когда и паровым, чтобы обеспечивать непрерывную подачу воды на место возгорания. Все это было в употреблении и у советских огнеборцев, до того как новая власть озаботилась организацией выпуска пожарных машин.
Первые пожарки на отечественных шасси вСССР выпускались с 1926 года на базе АМО-Ф15 двумя предприятиями, ленинградским заводом Промет и Миусским заводом в Москве, — в стране таких автомобилей сохранилось два, как раз в обоих этих городах, а на выставке был представлен экземпляр из Политехнического музея.
Более поздний ГАЗ-АА (точнее, ПМГ-1 на его шасси — выставочный экземпляр, кстати, принадлежит Авторевю) был устроен похоже: он вынужден был возить на себе все на свете — и лестницу, и рукава с брандспойтами, и насос, и цистерну с водой, и еще всю пожарную команду в полном составе. Позже началась специализация — появились отдельные автолестницы, автоцистерны, автонасосы и так далее.
Но со специализированными пожарными машинами в СССР поначалу было туго — и, скажем, длинные раздвижные лестницы к нам поставлял немецкий Magirus, а затем и Metz. Как раз 26-метровая лестница Metz на трехосном шасси ЗИС-6 (том самом, на котором базировались и ранние «катюши») и сохранилась до наших дней.
Позже выпуск подобной техники наладили и в нашей стране, и знаете, откуда на выставку прибыла автолестница АЛГ-17 на базе ГАЗ-51А? Прямо с постамента, поскольку круглый год она выставлена на всеобщее обозрение перед пожарной частью за Черемушкинским рынком Москвы!
Dennis G-Type из Великобритании (1927 год) завезен к нам недавно и отреставрирован в мастерской Камышмаш
А еще на Олдтаймер-Галерее было немало «иностранцев», которые никогда не служили в наших пожарных частях: они завезены уже в недавние годы коллекционерами, — и на этих машинах хорошо видны пути, которыми шли зарубежные производители такой техники.
Так, если в Европе насос обыкновенно располагается в задней части автомобиля, то у «американцев» он, наоборот, торчит спереди, прямо перед двигателем или в крайнем случае затолкан за спинку водительского сиденья, а штуцера для подсоединения рукавов выведены на борта машины с обеих ее сторон, чтобы не терять времени на подъезд к месту возгорания задним ходом.
Можно проследить и эволюцию мест для пожарной команды: если вначале они были открыты всем ветрам, то постепенно их начали убирать под крышу, а параллельно традиционный колокол (опять цитируем Маршака: «Вдаль несутся с гулким звоном, им в пути преграды нет») уступил место сиренам — ручным, а позже газовым (они работали от выхлопных газов) и электрическим, управляемым с приборной панели.
Этот Cadillac 1926 года вначале был легковым, а затем американцы переделали его в пожарный. Находится в частной коллекции
Самым курьезным автомобилем выставки стал Cadillac 1926 года выпуска, модель 314: он начал свое земное существование в легковом кузове седан, однако впоследствии был переоборудован силами пожарной команды города Меррилл, что в штате Висконсин, под машину первой помощи — с топорами, багром и прочим, но без цистерны с водой и даже без насоса. Такая машина прибывала на место возгорания первой и до подхода основных сил подготавливала для них фронт работ. Экипаж ехал стоя (!) в кузове: сиденья были предусмотрены только для шофера и брандмайора.
Конечно, жаль, что в нашей стране нет отдельных музеев пожарных машин, подобных тому, что на Аландских островах между Финляндией и Швецией. Но то, что у нас — пускай и в разных коллекциях — сохранилось столько техники красного цвета (и это далеко невсе музейные пожарки страны), уже радует.