Операция «Кооперация»: новый малотоннажник Volkswagen Crafter будет предлагаться и как MAN TGE
Одним из главных дебютантов нынешнего года в классе малотоннажников должен стать Volkswagen Crafter с новыми кузовом и дизайном. Более того, он будет предлагаться и как MAN TGE! Мы узнали некоторые подробности — а заодно решили рассказать, как MAN уже занимался легкими моделями при помощи партнеров.
В канун новогодних праздников редакция получила поздравительную открытку из штаб-квартиры концерна Volkswagen. На ней — неизвестный фургон под снегом и надпись на двух языках, немецком и английском: «В 2016 году ожидаются самые большие подарки».
И мы даже знаем какие: новый VW Crafter, созданный уже без участия Мерседеса, — и новый завод, где его будут производить! Напомним, что в середине двухтысячных обе компании, Daimler (тогда DaimlerChrysler) и VW, решили объединить усилия по выпуску малотоннажных моделей — и на свет появились родные братья, хотя и не близнецы, Sprinter и Crafter. У них общие кузов, интерьер, ходовая часть... Но двигатели, оформление и комплектации — разные. Поскольку созданием машины занимался Daimler, а Volkswagen лишь оплатил 25% стоимости разработки, то и объемы выпуска на заводе в Дюссельдорфе «поделили»: Спринтеров — около 150 тысяч в год, Крафтеров — в три раза меньше!
Разумеется, такое положение дел не устраивало фольксвагеновцев: всемирному концерну (причем владеющему «грузовыми» марками MAN и Scania) приходилось не только производить свой малотоннажник совместно с конкурентом, но и играть по его жестким правилам. Ведь мерседесовцы даже не предоставляли своему партнеру новинки наподобие ESP девятого поколения или системы, предотвращающей сдувание боковым ветром с полосы: у Спринтеров последнего поколения они есть, а у Крафтеров — нет.
И вот теперь — «развод и девичья фамилия». Поскольку руки у фольксвагеновцев развязаны, то они заявили, что будут делать новый Crafter уже не в Германии, а в Польше — на строящемся заводе в городе Вжесня, где планируется создать 2300 рабочих мест. В свою очередь MAN официально сообщил, что в его гамме появится новая легкая серия TGE полной массой от трех тонн, и это — тот же будущий Crafter.
Ход вполне логичный, поскольку марка MAN принадлежит концерну VW, а продажа Крафтера через мановских дилеров приведет дополнительных клиентов из числа транспортников, занимающихся большими грузовиками. Кстати, аналогичный проект есть у французов: фургонами-полуторками Renault Master в Европе торгуют и «легковые» дилеры, и грузовое подразделение Renault Trucks.
Но все новое — это хорошо забытое старое: в свое время в мановской гамме уже были легкие модели, причем все совместные. Еще сотню лет назад MAN выпускал грузовики в кооперации с известным в то время производителем Saurer — и в их линейке был двухтонный фургончик «с карданным приводом» (в то время более популярным был цепной привод!).
А в шестидесятых годах мановцы подружились с французским производителем Saviem. Тот выпускал широкую гамму грузовиков, но их моторы были тяжелыми и устаревшими. А MAN предложил современные на тот момент рядные «шестерки» мощностью до 240 л.с. — в обмен на поставки легких грузовиков Saviem, но с надписью «MAN Diesel» на передке.
Взгляните на фотографию этой модели, MAN SM: ничего не напоминает? Правильно, она же была известна в странах социализма под маркой Avia, поскольку чешская Avia в свое время купила лицензию у компании Saviem! А немецко-французская «грузовая» дружба угасла к началу семидесятых: Saviem вошел в состав компании Renault, и мановцы начали искать нового партнера в классе легких грузовиков.
Им оказался... Правильно, Volkswagen, который в те годы с МАНом не связывали родственные узы — и у которого были очень популярные машины LT. На этот раз заменой эмблемы дело не ограничилось: было решено сделать действительно совместную модель с индексом G. Кабина от LT, коробка передач и задний мост с подвеской были фольксвагеновскими, а дизель, рама, передняя ось (тоже с подвеской), тормоза и колеса — мановскими. Поначалу машины даже производили на заводах обоих партнеров, но к 1982 году сборку перенесли на MAN. Всего же c 1977 по 1993 год было выпущено 72 тысячи таких грузовичков — а затем их сняли с производства.
Но в Бразилии грузовики Volkswagen с кабинами от серии LT — и не только легкие модели, но даже самосвалы и тягачи — по сей день выпускаются под эгидой местного подразделения MAN. Правда, в последние годы тяжелые модели с кабинами LT все же понемногу уступают место более новой серии VW Constellation: ее кабины куда просторнее.
А старые немецкие MAN-VW все еще встречаются и в небогатой Восточной Европе, и в России, причем благодаря качеству и отсутствию электроники считаются чуть ли не бессмертными. Помнится, пару лет назад в рейсе где-то за Уралом я встретился с частником как раз на таком грузовике. Он хвалил его и гордился, что чинит только самолично, — но жаловался, что кабина тесная для дальнего боя... Более того, MAN-VW еще можно купить у нас — конечно, сильно подержанным и из частных рук. Мы нашли в интернете пару объявлений о продаже этих машин 1990 года выпуска, причем одна — уже с задним мостом от зиловского Бычка.
По нашим предположениям, новый легкий «VolksMAN» впервые будет показан широкой публике на выставке коммерческого транспорта IAA, которая пройдет нынешней осенью в Ганновере.