Ослики IAA: вспоминаем выставку в Ганновере
Место встречи изменить нельзя: раз в два года в Ганновере проходит крупнейшая выставка коммерческого транспорта IAA. Понятно, что охватить все интересные экспонаты в одном репортаже невозможно, но мы постараемся рассказать о новинках, концептах, тенденциях... И о Группе ГАЗ, которая впервые показала здесь свой модельный ряд.
Когда я говорил знакомым, что в единственный пресс-день выставки IAA-2016 пройдет 70 конференций для журналистов, причем все — на стендах производителей, мне сперва не верили: думали, шучу. Если бы. Ведь здесь 13 павильонов, не считая стендов между ними. Журналисты пребывали в шоке: раньше пресс-дней было два, а конференции проходили в первый день, в удобном многозальном центре, пока стенды еще достраивались.
И ведь кризиса в европейском автопроме не наблюдается: по итогам первого полугодия регистрации коммерческих автомобилей в Евросоюзе увеличились на 13,5% (в легком сегменте — на 13,2%, в среднем и тяжелом — на 16,5%, автобусы — на 2,7%).
Да и мировое производство коммерческих автомобилей в основном на подъеме: в Европе — плюс 3,5%, в Северной Америке — плюс 7,5%, Китай немного сбавил обороты, плюс 1,7%. Возможно, потому на этот раз присутствие китайского автопрома в Ганновере было не столь заметным, как два года назад.
Зато здесь произошло событие, которое я чуть было не пропустил! Получив приглашение на вечер Volkswagen перед выставкой, я вначале хотел отказаться, но вовремя обратил внимание на надпись «Volkswagen Truck & Bus», то есть «грузовики и автобусы». Новая марка? Оказалось — объединение. VW решил осуществить слияние своих грузовых брендов: это MAN и Scania, а также коммерческое подразделение самого VW и бразильский VW Caminhoes Onibus (где делают в том числе большие грузовики и автобусы), принадлежащие концерну. Кроме того, в группу входит поставщик «электронного разума» Rio, а партнером группы стал американский Navistar.
Конечно, с Даймлером, который в 2015 году реализовал 851 тысячу коммерческих автомобилей, новой группе не сравниться, но 179 тысяч машин за тот же период — все равно немало.
Руководителем подразделения Volkswagen Truck & Bus стал Андреас Реншлер
Руководит объединением Андреас Реншлер (раньше он возглавлял грузовое подразделение концерна Daimler и стоял у истоков сотрудничества Даймлера с КАМАЗом), и уже есть совместный продукт, малотоннажный MAN TGE, — близнец новичка Volkswagen Crafter. С фотографии TGE мы и начинаем обзор выставки — он отличается от Крафтера только облицовкой и эмблемами, а идея появления этой модели в мановской гамме проста: если покупателю больших грузовиков и автобусов нужны еще и маленькие — все можно «завернуть вместе» и оплатить одним счетом.
Тем временем сам Volkswagen продемонстрировал электрическую версию Крафтера, но с коммерческими электромобилями пока все не так просто...
Электромобили
Вслед за «безглазым» электрофургоном Mercedes построил аналогичный грузовик на базе серийной модели Antos — Urban eTruck. Его грузоподъемность — 12,8 т, зарядка аккумуляторов длится два часа, заявленный запас хода — 200 км.
Малый пробег на одной зарядке — основная проблема электрогрузовиков: мало того что они очень дороги, а батареи тяжелы (здесь, по нашей информации, они весят 2,5 т), так еще и запас хода ограничен. Такие машины не подзарядишь, как автобусы, на остановках!
Да и сверхширокие односкатные шины (на снимке внизу) так и не нашли применения на серийных грузовиках. Размещать подобную запаску на автомобиле проблематично, менять колесо — тем более.
Mercedes запоздал с электробусами: модель на электротяге планируется показать в 2018 году, а этот «автобус будущего» оснащен обычным дизелем. Зато здесь есть CityPilot — умный автопилот, позволяющий машине двигаться по выделенной полосе практически без участия водителя. Опытная эксплуатация уже прошла в Нидерландах на 20-километровом маршруте.
MAN представил свой прототип электрогрузовика — на базе тягача TGS. Машина выглядит традиционно, а обещанный запас хода на одной зарядке — всего лишь от 50 до 150 км. Такую, пожалуй, даже в «ближний бой» посылать страшновато!
Едва успев дебютировать, новый Volkswagen Crafter получил электроверсию: ее грузоподъемность — 1,7 т, запас хода — до 200 км, а батареи возможно подзарядить до 80% за 45 минут.
Таким видит автобусное электробудущее MAN: десятиминутная «воздушная» подзарядка обеспечит «гармошке» Lion‘s City до 20 км пробега. Эксплуатацию опытных экземпляров планируется начать в 2018 году, их серийное производство — в 2020-м.
Европу понемногу завоевывают «электрокитайцы»: две «гармошки» доселе неизвестной нам компании CRRC проходят испытания в австрийском Граце. Подзарядка — скоростная, на остановках или конечной.
Концепты
Iveco вместе с топливной компанией Petronas построили полноценный концепт-трак, названный Z: он должен обеспечить Zero (нулевые) загрязнение воздуха, аварийность и стресс для водителя. Предполагается, что на стоянке задняя стенка кабины, в которую встроены кухонный столик и душ, будет отодвигаться на 50 см назад. Выдвигающаяся вбок лестница — точь-в-точь как у бескапотного тягача Freightliner Argosy, давно снятого с производства в США. Мало того что такая концепция небезопасна (тягач внезапно становится шире), так еще и лесенка получилась шаткой
В кабине Iveco Z — сплошной концептуализм: кресло с активной подвеской и «штурвал имперского штурмовика» вместо баранки.
По замыслу создателей, тягач будет заправляться сжиженным газом, запаса которого хватит на 2200 км пути.
Взгляд под кабину удручает: пустой моторный отсек, ржавая ходовая и «ножки», на которые опирается концепт. Это всего лишь макет!
Концепт-трак Bosch VisionX ездить не умеет — и у него нет ни агрегатов, ни даже стекол! Потому что это демонстратор электронных решений...
...наподобие видеозеркал, тачскрина на приборной панели и проектора показаний на лобовое стекло.
Компания Stoneridge Electronics предлагает производителям грузовиков заменять зеркала видеокамерами: они дороже в три—четыре раза, но, как обещано, позволяют экономить 3—4% топлива. Законодательно такая замена пока не разрешена, однако, возможно, камеры легализуют в 2017 году.
Экзотика
Daimler отвел целый угол зала под модели своих неевропейских брендов и партнеров — из Америки, Японии, Индии, Китая. А вот о КАМАЗе здесь не было ни малейшего упоминания! На первом плане — экспериментальный Freightliner Cascadia Evolution, оснащенный автопилотом, за ним — серийный Western Star W5700XE (оба из США) и школьный автобус Mercedes индийского производства.
Что это — китайский Mercedes? Почти: поскольку Foton и Daimler основали совместное предприятие, китайцы решили сделать «свой Actros». Насколько он лицензионный, сказать трудно, но кабина — с ровным полом, интерьер (на фото слева) — почти как у модели Actros MP3, двигатель мерседесовский, коробка передач — новый «робот» ZF Traxon. Да и нареканий к качеству нет — за исключением замятых уплотнителей дверей. По неофициальной информации, стоимость тягача — 55000 евро.
В Индии у Даймлера есть предприятие BharatBenz, где делают такие грузовики, — с кабиной и двигателем от модели Mercedes Axor.
«Грузовик-паук» Fuso Spider — шоу-трак, построенный на базе серийной модели Super Great V.
Марка Fuso полностью принадлежит Даймлеру.
У японского тягача Fuso TV высоченное седло! А компоненты мерседесовские: и силовой агрегат, и кабина вместе с интерьером.
Швед Бойе Овербринк в девяностые участвовал в кольцевых гонках грузовиков, а теперь устраивает рекордные заезды на тягачах, построенных компанией Volvo. Этот болид Iron Knight, «Стальной рыцарь», оснащен двигателем мощностью 2400 л.с., и на нем Овербринк побил рекорды на дистанции 500 м (13,71 c при средней скорости 131 км/ч) и километр (21,29 c при 169 км/ч). Максималка — 276 км/ч.
Тягач DAF XF105 с такой кабиной мы еще не видели! Машину переделало голландское ателье Van Winkoop, удлинив серийную кабину на 90 см. Но обычный евротрейлер сюда не прицепишь: состав будет негабаритным.
Две оси спереди, одна сзади: придворный мерседесовский «передельщик» Paul по заказу энергетиков превратил четырехосную модель Arocs в необычную трехосную 6x6.
Для Европы большие автобусы с эмблемой Volkswagen — экзотика, а для Южной Америки — нормальное явление. Шасси для них выпускает бразильское подразделение VW, кузов — в данном случае ателье Marcopolo.
Наши
«ГАЗ — это Газпром?» — удивлялись немцы. Группа ГАЗ впервые приехала в Ганновер, да еще с целой гаммой: две Газели Next, два Газона Next, самосвал Урал Next, автобус и двигатель ЯМЗ-536. Пока задача газовцев — не продавать свои машины в Евросоюзе (все показанные образцы отвечают нормам Евро-5), а познакомить европейцев с маркой и продукцией.
Русская экзотика: после пресс-конференции ГАЗ угощал журналистов водкой и икрой. Такого, по словам зарубежных коллег, еще не было!
Поскольку в Европе в моде альтернативные источники энергии, на стенде ГАЗа стоял метановый Газон Next.
Новый автобус длиной 9,5 м производства Ликинского завода тоже носит эмблему ГАЗ и вдобавок получил имя Курсор.
Что делал КАМАЗ в зале грузовиков-ветеранов? Он любовно восстановлен немецким владельцем, хотя и с отступлениями от исторической правды (например, у КАМАЗа никогда не было синего шасси и хромированных зеркал). А марка покрышек Омскшина на табличке написана как «Omskwina».
Самым удивительным экспонатом выставки стал шестиосный прицеп Тонар, который демонстрировали продавцы из Голландии. Прицеп с ужасными сваркой и окраской якобы продан за 90 тысяч евро в Иорданию. Голландец, с которым я общался, уверял, что его «знает лично Путин», а адрес на визитке почему-то оказался монгольским...
В углу дальнего павильона обнаружился украинский автобус Эталон на шасси грузовика DAF LF Евро-5. До недавних пор Эталон производил в основном маршрутки на индийском шасси Ashok Leyland, но, по словам стендистов, сейчас Украина ввела экологические нормы Евро-5, а таких моторов в Индии нет. Будут ли украинцы покупать новые автобусы — явно недешевые и, кстати, с очень неудобным проходом спереди?
Прочие
Бундесвер привез на выставку броневик Mowag Eagle V швейцарского производства — аналог нашего Тигра, только четырехместный. Под капотом — дизель Cummins ISBe 5.9, коробка передач — «автомат» Allison.
Вдоль всего салона проходит высокий туннель. В придачу к стальной броне (она более тонкая) снаружи установлена композитная (фото справа).
А это просто старый «американец» Peterbilt 379 — один из тех, что завезены в Германию и участвуют в различных шоу. Ничего необычного, конечно. Но какой эффектный!
Самый удивительный грузовик-ветеран — экспериментальный Büssing, построенный в 1971 году. Двигатель и коробка-«автомат» расположены в базе, грузоподъемность — 12 т. Пятьдесят таких машин хотел заказать Volkswagen для собственных нужд, но — не сложилось.