Пассажирский транспорт из России на выставке BW Expo: перегруппировка?

Фото: Петр Грибачев

Двигатели Daimler и MAN, коробки передач Voith и Allison, мосты ZF — помните еще такие названия? А ведь совсем недавно строить автобус на именитых европейских компонентах в России считалось почетным — об этом говорили с гордостью. Поменялось все быстро. Европейцы ушли, и на их место претендуют «наши восточные партнеры» — это словосочетание часто звучало на стендах автобусной выставки в Москве. Да что там — если раньше китайские компании на таких мероприятиях присутствовали точечно, то теперь техника из Поднебесной заняла добрую половину единственного павильона. О ней мы еще расскажем — а сейчас сконцентрируемся на второй половине экспозиции, где разместились российские производители.

Соболь NN наконец-то появился у дилеров

Явно пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре (падении рынка), Группа ГАЗ привезла в Москву технику от мала до велика. Но электробус-«гармошку» и его одиночного коллегу на «антисанкционных» компонентах (испытания обеих этих машин проходили в Москве) на выставке не показали, да и ярких новинок избежали — вся техника знакомая. Но несколько важных событий к показу приурочили.

Пассажирский салон пока не серийный — эту машину сделал Луидор

Стартовали-таки официальные продажи Соболя NN — впрочем, у дилеров машины появились еще некоторое время назад. Для заказа доступны две версии — цельнометаллический фургон и двухрядный комби. В активе — куча электроники, дисковые тормоза по кругу (они, кстати, теперь у всех Газелей, включая серию Next) и шестиступенчатая коробка передач. У первых машин под капотом будут известные двигатели ISF 2.8. Чуть позже их место должен занять новый мотор с «восточными корнями» (предположения о родословной этого агрегата мы уже высказывали). Моторное производство сейчас активно готовится в Нижнем Новгороде. Цены на новые Соболи — неслабые: стартуют без малого с отметки 2,7 млн рублей!

Еще одна версия Соболя — с подъемником для перевозки инвалидов

Пассажирской версии у нового Соболя пока нет. Но на выставке уже стоял такой автомобиль с полным остеклением — его построила фирма Луидор. Внутри — места для восьми человек. Сиденья — с индивидуально раскладывающимися спинками: их можно превратить в том числе и в спальное место. Возможно, именно такая машина станет ориентиром для будущей конвейерной версии.

Эта Газель временно станет самым маленьким электробусом в Москве

А вот и каркасник Газель City с большой двустворчатой дверью и низкопольной площадкой в центре салона — такие маршрутки уже давно встречаются на маршрутах в разных городах страны. Но эта машина — синего цвета со знакомой многим москвичам надписью «Это электробус» на бортах. Действительно, ГАЗ собирается передать на испытания в Мосгортранс электрическую версию каркасного автобуса.

Всего в этом салоне может поместиться 16 человек: 10 — на стационарных креслах, трое — на откидных, а еще трое — стоя

Интересно, что он максимально унифицирован с дизельным собратом. Китайский 100-киловаттный электромотор расположен под капотом, от него к стандартному заднему мосту идет стандартной же длины карданный вал. Говорят, так получается дешевле, — хотя, к примеру, у цельнометаллической Газели E-NN тот же мотор подвешен в середине базы и приводит мост через короткий кардан. Блоков Li-NMC-батарей тут два — они размещены в заднем свесе и в «ящике» рядом с местом водителя. Суммарная емкость — 68 кВт•ч. Пантографа для ультрабыстрой зарядки, как у больших электробусов, тут нет. Но от станции постоянного тока запасы энергии на 80% можно восполнить за 45 минут — как раз за время обеда водителя на конечной. Прогнозируемый пробег на одной зарядке — до 150 км.

На автобусную выставку ГАЗ привез и свой перспективный электробус E-CITYMAX 12, который уже демонстрировался ранее. Аппарат рассчитан на перевозку 85 человек и может преодолеть на одной зарядке батарей до 200 км

Хотя на новых электрических КАМАЗах Мосгортранс отказался от дизельных печек в пользу электрообогрева, за отопление в этой электрической Газели все же отвечает автономка, но газовая, работает на метане, — так экологичнее. Сейчас маленький электробус оформляется в один из парков Мосгортранса, на маршруты машина выйдет в январе и проработает весь следующий год. Интересно, что пару лет назад столичный перевозчик электробусами малого класса не интересовался, — приоритеты изменились? Посмотрим, что решат после испытаний.

Продажи CITYMAX 9 стартуют в начале следующего года

Важная веха в мире среднеразмерных автобусов — запуск в серийное производство на заводе в Павлове городского автобуса CITYMAX 9. Первую версию этой машины с ярким зеленым салоном и камерами вместо зеркал заднего вида показывали еще на прошлогоднем Комтрансе. Серийный аппарат сохранил необычный дизайн прототипа, но те же зеркала у него традиционные.

Все сиденья на низком полу закреплены на бортах

Автобус рассчитан на 75 пассажиров и имеет оригинальную компоновку. За счет вынесенной вперед оси в передней части салона образовалось полностью низкопольное пространство. Такое решение позволило сделать две накопительные площадки и разместить сиденья парами по левому борту. Впрочем, на корму все равно ведут ступеньки: задний мост оставлен традиционным.

В движение автобус может приводиться одним из двигателей ЯМЗ 530-го семейства, коробка передач — недавно представленный «автомат» собственной, газовской разработки: его режимы переключаются круговым селектором на панели. В продаже серийные СИТИМАКСЫ должны появиться после Нового года. Цен пока не называют, но удержать стоимость в рамках обещанных на прошлогоднем Комтрансе пяти миллионов рублей в нынешних условиях получится вряд ли.

Носатому автобусу на шасси Валдая Next сейчас подбирают новое имя

Экспозиция КАМАЗа на фоне коллег из Нижнего смотрелась скромно. В Челнах и Нефтекамске сейчас активно ищут замену европейским компонентам. И вполне успешно: по заявлениям сотрудников, у электробусов из последней партии, которые сейчас проходят приемку на московском СВАРЗе, уже много китайских компонентов, включая электропортальные мосты.

Сочлененный НефАЗ рассчитан на перевозку 155 человек

Впрочем, демонстрировать такую машину широкой публике КАМАЗ не стал. Ну а главным экспонатом оказался газовый сочлененник модели 6299-40-5Т. Бирюзовый цвет выдает четкое желание производителя поучаствовать в поставках техники для Санкт-Петербурга: в него окрашены все местные автобусы. К тому же в Питере любят газовую технику, а 340-сильный двигатель этого автобуса работает именно на сжатом газе. Он хранится в десяти баллонах на крыше — их суммарный объем составляет 1239 литров. Запас хода — на день работы в любую погоду.

Еще один автобус — 12-метровый дизельный полунизкопольник в пригородном исполнении, эдакий аналог такого ЛиАЗа-5292, на котором мы ездили по Подмосковью. Вместо жестких городских стульчиков в его салоне установлено 40 мягких кресел с высокими спинками. Но можно ехать и стоя — общая пассажировместимость составляет 83 человека.

Газовый монстр КАМАЗ-6250 рассчитан на перевозку 32 человек

Ну а самым ярким экспонатом из Челнов стал полноприводный газовый автобус КАМАЗ-6250. Об этой машине мы рассказывали уже не раз: аппарат с передней маской от грузовиков семейства К5 базируется на собственных мостах и оснащен газовым 290-сильным двигателем Weichai и криогенным LNG-баком объемом 530 литров. Этого запаса должно хватить на 650 км пробега.

С опущенными штангами отличить троллейбус МАЗ от аналогичного автобуса практически невозможно

Традиционно участвовал в выставке и белорусский МАЗ. Главная новинка — троллейбус в новом кузове 300-й серии. Машина оснащена центральным асинхронным двигателем мощностью 155 кВт, но интересна система автономного хода. Вместо традиционных батарей в новом троллейбусе применены суперконденсаторы марки AOWEI со сроком службы боле 20 тысяч циклов заряда-разряда. Они имеют емкость 36 кВт•ч и обеспечивают машине автономный ход до 50 км.

Салон троллейбуса просторен — тем более что моторной шахты тут нет

Отличие троллейбуса от аналогичных автобуса и электробуса — отсутствие моторной шахты в салоне. Это позволило увеличить полезную площадь пола и количество сидений до 30 — при общей пассажировместимости 82 человека.

Антисанкционный электробус внешне себя ничем не выдает

Рядом — знакомый на вид, но переработанный технически электробус 303Е. Ведь эта машина собрана на тех самых «антисанкционных» компонентах. К примеру, сборкой ячеек и производством всего тягового оборудования для электробуса занималась российская компания ИТЭЛМА. Емкость NMC-батарей — 400 кВт•ч. Кузов и салон полностью белорусского производства. Передний мост — родной, мазовский. Производитель заднего ведущего не называется, но, по всей видимости, он сделан в Китае. Мощность асинхронного электродвигателя — 150 кВт. Запас хода — до 300 км.

Желтый электробус Генерал выполнен в том же кузове, что и троллейбус Адмирал

Свой электробус представила и компания ПКТС — ее троллейбусы Адмирал работают во многих городах России. Изменять традиции использовать звания в именах в компании не стали — желтый аппарат нарекли Генералом.

Токоприемники лишь средство для подзарядки батарей

Яркая машина (с турецкой светотехникой) заявлена именно как электробус, но на крыше у нее все равно присутствуют традиционные троллейбусные токоприемники — хотя они и запрятаны в глубокий желоб. Впрочем, контактная сеть для этой машины лишь один из способов зарядки батарей в городах, где есть троллейбусное или трамвайное движение. Более того, при установке специальных секций на проводах подъем и опускание штанг происходит полностью автоматически — дергать за «веревочки» водителю не придется.

Лестницу на корме заменяют люк и ступеньки в салоне

Самих «веревочек» здесь, кстати, тоже нет. Как нет и обязательной троллейбусной лестницы на корме: без нее удалось обойтись, поскольку машина сертифицируется именно как электробус. Ну а доступ на крышу все равно остался: в задней части предусмотрен смотровой люк, а место центрального сиденья занимает специальная лесенка. Решение спорное: этажерку в корме стоит хотя бы сделать съемной, ведь во время движения на нее легко может залезть ребенок — еще упадет и покалечится…

Технически, кстати, Генерал вполне традиционен. Он приводится в движение 150-сильным асинхронным владимирским двигателем ATL 250, а одного заряда батарей (до 150 кВт•ч) хватает для 100-километрового пробега. Спереди — независимая подвеска российской фирмы Ростар, сзади — китайский мост Hande. В салоне 35 сидений, а общая пассажировместимость достигает сотни человек. Кстати, ПКТС в скором времени передаст электробус на испытания в Санкт-Петербург, но не одиночный, а сочлененный.

Рекомендованные статьи