Новый самосвал КрАЗ: стеклопластиковый капот, двигатель Euro 4 и свежий интерьер

Фото: Федор Лапшин

Название собачьей породы «ризеншнауцер» можно перевести с немецкого как «с огромной мордой». Грубовато, но в самую точку, если говорить о новом самосвале КрАЗ: он получил здоровенный стеклопластиковый капот, а в придачу — двигатель Euro 4 и новый интерьер!

В кразовской гамме появился обещанный «КрАЗ-Керакс» с кабиной от строительной модели Renault Kerax. Кразовцы не стали изменять ее дизайн, лишь поставили свою эмблему. Новое шасси называется КрАЗ Н23.2: его колесная формула — 6х4, грузоподъемность — 23 тонны. Двигатель — почти такой же, как у капотной модели ЯМЗ-651 мощностью 362 л.с. (только здесь он отвечает нормам Euro 3), коробка передач уже не китайская, а «фирменная» — 16-ступенчатая ZF16S151. Такое шасси планируется использовать для коммунальных машин и самосвалов.

«Рестайлинг для самосвала КрАЗ? Это шутка?» — удивились коллеги, узнав о новой машине. Все привыкли к тому, что КрАЗ — грубый зверь с примитивной кабиной: испытав такую машину в 2006 году (правда, не самосвал, а тягач), мы обозвали ее «машиной времени», «людоедом» и «ископаемым ящером».

Но в последние годы КрАЗ серьезно занялся модернизацией своей гаммы, притом что объемы производства по-прежнему весьма скромны: за прошлый год сделано всего 1002 грузовика. Тем не менее сначала на свет появился самосвал с бескапотной кабиной собственной разработки, потом — аналогичные коммунальные машины, а когда статья готовилась к печати — вариант с французской «покупной» кабиной Renault Kerax. Наконец, очередь дошла и до «носатого» самосвала, ветерана строек: основательно обновленная модель называется КрАЗ С18.1. Буква «С» — самосвал, «18» — грузоподъемность в тоннах.

А стеклопластиковое оперение — как у «американцев»! Причем откидывается так же, вперед и без труда: надо открыть замки ручкой из кабины и потянуть за выемку в капоте (хорошо бы ее сделать поглубже). Этот капот появился неспроста: кразовцы признались, что в прежний моторный отсек не влезала новая рядная «шестерка» ЯМЗ-6511 (лицензионный Renault) с впрыском common rail, которая отвечает нормам Euro 4. Вот только зачем столь сложный и дорогой мотор самосвалу, основное место работы которого — карьеры?

Коробка передач тоже непривычная — китайская, девятиступенчатая, марки Shaanxi. «Покупатели побаиваются китайской продукции, — комментируют представители завода. — Но такими коробками экспортные КрАЗы оснащаются уже третий год, и нареканий к ним нет». Охотно верим, поскольку недавно (АР №5, 2011) испытали самосвал МАЗ с КПП той же марки, и она нам понравилась.

Возраст кабины виден невооруженным глазом: например, ступеньки очень «мелкие», того и гляди нога соскользнет. Зато передняя панель совершенно новая — элегантная, с современными кнопками и щитком приборов с дисплеем, где высвечивается... камазовская эмблемка. Конечно, дисплей очень маленький, зато на него выводятся напряжение в бортсети, давление масла в двигателе и воздуха в контурах и, самое интересное, средние расход топлива и скорость за рейс. Если все это действительно будет работать — просто замечательно.

Есть и другие изменения. Рулевой механизм стал интегральным (поставщик — кировоградский завод Радий), шины — бескамерными, задняя балансирная подвеска новая. А в остальном машина на 70% унифицирована с хорошо знакомым самосвалом КрАЗ-65055. Конечно, пока трудно сказать, насколько помогло «омоложение», но для первого опытного образца КрАЗ сделан элегантно и аккуратно (не сразу закрывшийся замок капота не в счет). Не ожидали!

Остается главный вопрос — цена. Кразовцы обещают, что новый самосвал будет на 10—15% дороже нынешнего аналога КрАЗ-65055: значит, около 2 млн 700 тысяч рублей, что дороже и МАЗа, и КАМАЗа. Будь наша воля, мы бы поставили под капот проверенный временем ЯМЗ-238 — и снизили цену.

• Новая передняя панель сделана качественно. Цифровой тахограф — явно в расчете на экспорт • Доступ к двигателю просто великолепный. Справа у кабины виден фильтр-«сепар»

Модный щиток приборов с дисплеем...

...позаимствован у КАМАЗа, режим индикации расхода топлива. Коробка передач — 9-ступенчатая Shaanxi с «ползущей» передачей

Паспортные данные
Модель КрАЗ С18.1
Полная масса, кг 31800
Грузоподъемность, кг 18000
Объем платформы, м3 16
Двигатель ЯМЗ-6511 Euro 4
Макс. мощность, л.с./об/мин 362/1900
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 1600/1100—1300
Сцепление ЯМЗ-184
Коробка передач 9JS200TA-B
Передаточное число гл. передачи 6,154
Максмальная скорость, км/ч 80

МАЗы из Челнов

Как известно, МАЗы выпускаются в Минске. Но теперь будут и самосвалы МАЗ с кузовами, установленными в Набережных Челнах по проекту дилера Русбизнесавто. Вот только сами мазовцы на их презентацию не приехали...

Не МАЗ и не MAN

Машины белорусского предприятия МАЗ-MAN претерпели рестайлинг: чтобы они не были похожи на МАЗы, минскую кабину нового поколения оснастили стеклопластиковой маской: такими будут и самосвалы, и шасси, и седельные тягачи. Двигатели тоже новые — теперь это MAN D20 или D08, отвечающие нормам Euro 4. Как известно, в прежние годы на грузовики МАЗ-MAN устанавливалась кабина от модели MAN F2000, но потом немцы передали ее производство в Китай. По неофициальной информации, на МАЗ-МАНе хотят вновь адаптировать знакомую кабину — уже из Китая и в новой версии F3000.

«МАЗ напоминает бегемота, — говорят представители Русбизнес­авто. — Он такой же огромный и неповоротливый». Это, увы, касается всего — и проблем с качеством ­(«Собрано руками пэтэушников!»), и непомерно долгих согласований по возникающим вопросам. Даже мазовская гарантия в России практически не работает — и завод не прилагает усилий, чтобы исправить ситуацию.

Кстати, самосвалы мазовцы делают самостоятельно: по словам представителей дилера, кузова грунтуют в цеху, затем выставляют на улицу — и там же через несколько дней красят. Неудивительно, что через полгода кузова начинают ржаветь... В итоге за месяц Русбизнесавто продает около 200 самосвалов КАМАЗ и только 30 — марки МАЗ.

Но сборку самосвалов МАЗ в России Русбизнесавто начинает по другой причине — политической. Когда начался кризис, правительство России составило список отечественных автозаводов, поставляющих технику по госзаказам, и МАЗ в этот список не попал. Значит, надо сделать МАЗы российскими!

Сам МАЗ попытался начать сборку на Тутаевском моторном заводе, но дальше трех экземпляров дело не пошло. А Русбизнесавто закупает готовые шасси в Минске и отправляет их в Набережные Челны, на фирму Автомастер, которая устанавливает кузова. Эта фирма, расположенная рядом с Камским автозаводом, конкурирует с ним, оснащая самосвальными кузовами и КАМАЗы, и иномарки. Там МАЗы получают новый VIN — и становятся по документам российской продукцией.

Пока разработаны две модели: одна, 452831, — аналог хорошо знакомого строителям МАЗа-55116, вторая, 452831-01, — полноприводная, с односкатной ошиновкой. Кузова объемом­ 16 м3 заметно отличаются от мазовских: они выполнены по типу «полутруба» и оснащены итальянскими гидроцилиндрами Penta. Процесс производства тоже «европейский»: сварочное оборудование финское, окрасочные камеры — бельгийские, а в июле будет запущен роботизированный сварочный комплекс. Еще одна интересная особенность — то, что при поднятии кузова система его обогрева автоматически переключается на «нижний вых­лоп»: это позволяет зимой избавиться от облака газов, мешающего наблюдать за разгрузкой.

Правда, отвод выхлопных газов к кузову расположен под днищем (значит, зимой пневмоцилиндр будет обрастать льдом и грязью) и не снабжен ручкой переключения: переключить выхлоп с «лета» на «зиму» и наоборот можно только из-под машины при помощи инструмента. Кроме того, из-за установки сцепного устройства на самосвале 6х4 задний противоподкатный брус расположен очень низко.

А сами МАЗы... Передачи переключаются нечетко (уже знакомый нам неотрегулированный привод!), у одной машины сильно «травит» воздух, у другой косо стоит баранка. И сколько можно выпускать кабины старого образца с убогим интерьером? Ведь кабины нового поколения оставляют совсем другое впечатление!

«Челнинские МАЗы» будут продаваться по той же цене, что и минские: 6x4 — около 2 млн 300 тысяч рублей, 6х6 — 2 млн 850 тысяч. План продаж дорожной модели — 30 экземпляров в месяц (а если минчане согласятся перевести производство кузовов для России на Автомастер — до 100 в месяц), полноприводных — 200 за сезон. Представители Русбизнесавто комментируют: «Мы будем тянуть МАЗ изо всех сил, хотя это очень тяжелый бизнес...»

Рекомендованные статьи