КрАЗозавры: как КрАЗы пытались стать магистральными тягачами
В гамме Кременчугского автозавода седельные тягачи были всегда — но для дальнего боя не годились... Зато в девяностых дальнобойщики массово переделывали их: рассказываем историю дорожных КрАЗов.
Самый первый тягач из Кременчуга, КрАЗ-221 Днепр образца 1959 года (на снимке вверху — в одной из стран Азии), был фактически копией одноименного ЯАЗа. Тяжеленная и грубая махина длиной семь метров, с двухтактным 180-сильным дизелем и максимальной скоростью 45 км/ч — какой на ней дальний бой? Да и подходящие полуприцепы тогда не выпускались.
В 1966-м появились почти такие же внешне, но менее архаичные тягачи серии 258: они получили ярославскую «восьмерку» ЯМЗ-238 мощностью уже 240 л.с., 24-вольтовое оборудование, двухконтурную тормозную систему. Но остались, как сейчас бы их называли, региональными тягачами. Привезти на стройку бульдозер или бетонные блоки с домкомбината, доставить цистерну солярки на склад ГСМ — вот их работа! Причем еще в 1994 году тягачи 258Б1 выпускались вовсю, а всего было сделано примерно 40 тысяч «двести пятьдесят восьмых» тягачей.
Понятно, что ни о каких спальных отсеках речи не шло, но неизбалованные шоферы ночевали и в той деревянно-металлической кабине, даже несмотря на раздельные сиденья. Выручала советская смекалка — лист фанеры и ватник. Чего уж там, если удавалось спать и в «газонах», и в ЗИЛах!
Официальный снимок КрАЗа-250 (1985 г.)
Надо сказать, что «партия и правительство», то есть министерство и заводчане, отлично понимали, что конструкция безнадежно устарела, и попытки создать современное поколение начались еще в 1961 году. Но в серию (да еще малую) семейство 250, на базе которого сделан и cуперКрАЗ Роберта Ервандяна, пошло только в 1978 году, а в массовое производство — еще на шесть лет позже.