ДлинноSchmitz: как делают рефрижераторы в Литве

Фото: Раймундас Петраускас | Федор Лапшин

Внутренняя длина стандартного евротрейлера примерно 13,4 м. А вот новый рефрижератор S.Ko Cool Long, выпуск которого немецкий Schmitz начал в литовском Паневежисе, на 3,4 м длиннее! Мы познакомились с этим длинномером, а заодно и с самим производством.

В аэропорту Вильнюса пассажиров возят бэушные автобусы Volvo-Berkhof

Я не был в Литве с восьмидесятых. Когда летел в Вильнюс, думал: «Может, там уже совсем Европа?» Но первое, что увидел при посадке, — оранжевый Урал советских времен, который люто кидал шнекоротором снег. У трапа пассажиров встречал бэушный Volvo-Berkhof, который, судя по наклейкам, в прежней жизни работал в Голландии. А литовская пограничница, снимая отпечаток пальца, попросила на прекрасно-провинциальном: «Ложите палец!»

Сам завод Schmitz в Паневежисе — ­по-немецки маленький и аккуратный, но, в отличие от филиалов в Германии, здесь от менеджеров требуется знание русского языка. Ведь Россия — один из главных заказчиков завода наряду с северными странами Европы.

Именно в Паневежисе делали бесчисленные кузова для сцепок торговой сети Магнит, а их больше 18 тысяч (16 тысяч грузовиков с прицепами и еще 2000 трейлеров). При мне же в цеху стояли полуприцеп для «Деловых линий» и грузовик Scania новой серии для Havi, российского перевозчика Макдоналдса.

Корни предприятия уходят в советские времена: в конце восьмидесятых в Паневежисе появилась фирма Auviga, что расшифровывается как Automobiliniu Vilu Gamykla — «завод автокараванов». Здесь делали дачи на колесах — с трогательными интерьерами, судя по сохранившимся снимкам: отделка деревом, плетеные абажуры, занавесочки.

В числе разработок завода были кемперы на базе ­РАФа и УАЗа, а еще — уникальная Нива с дополнительной третьей осью (причем она крепилась не к базовому шасси, а к домику, который мог отсоединяться). Сгрузил избушку на полянке, а сам укатил на Ниве, превратившейся в пикапчик! Кстати, известно, что номерные знаки базового «пикапа» и прицепа были разными — поскольку их зарегистрировали в ГАИ по отдельности. Но в собранном виде такая комбинация повергла бы в шок любого автоинспектора: ­спереди — один номер, а сзади — другой!

По словам заводчан, следы той машины теряются на ВАЗе, куда ее отправили.

Но позже идею переняли предприимчивые фанаты Нивы из Германии — и по интернету ходят фотографии парочки похожих трехосных автодомов, только уже с немецкими номерными знаками.

Модель на базе РАФа-2203

Так вот, в 1999 году Auviga стала филиалом Шмитца. Этому предшествовал переходный период, когда литовцы выпускали продукцию еще без логотипа Schmitz, но с двойной надписью «Ferroplast Auviga» (Ferroplast — обозначение шмитцовских изотермических сэндвич-панелей). «Пока не вышли на нужный уровень качества», — комментируют представители завода.

Сегодня завод может ежегодно выпускать до 480 тысяч м2 таких панелей и до 5000 единиц техники (в прошлом году — 3200). Это в основном кузова-«изотермы» и полуприцепы-«рефы», причем их делают под ключ: тут и холодильную установку смонтируют, и ­гидроборт, и рекламу на борта наклеят.

До сих пор сэндвич-панели в Паневежисе выклеивали на 15-метровом прессе, который работает еще со времен Аувиги. Но в конце прошлого года был смонтирован уже 17-метровый пресс — как раз для новых, удлиненных рефрижераторов.

Здесь надо сделать отступление. Как известно, габаритная длина сцепок «тягач+полуприцеп» в большинстве стран Евросоюза жестко ограничена отметкой 16,5 м, а потому и внутренняя длина евротрейлеров давно определена — это упомянутые 13,4 м, чтобы на полу поместилось 33 европалеты (палета — деревянный поддон).

Но в России разрешенная длина автопоезда — все 20 м! Так почему бы не эксплуатировать более длинные полуприцепы, раз законодательство это позволяет?

На этой схеме хорошо видно различие между стандартным полуприцепом на 33 европалеты и удлиненным, куда помещается 41 поддон (длина указана в мм)

Поэтому в последние годы набирает обороты производство удлиненных фур: их делают и отечественные компании (скажем, московский «ИнтерПайп Ван»), и тот же Schmitz. Сеть супермаркетов Лента уже эксплуатирует 200 шмитцовских «рефов» на 36 палет, с внутренней длиной 14,7 м, а всего Schmitz на сегодняшний день выпустил порядка 800 удлиненных фур — среди которых есть и тентовые, и с жесткими промтоварными кузовами.

Но столь длинных рефрижераторов в шмитцовской гамме до сих пор не было! Здесь помещается уже 41 палета и внутренний объем на 21 кубометр больше. Грузи не хочу?

Не совсем, потому что полная масса обычного автопоезда (двухосный тягач + трехосный трейлер) в России не должна превышать 40 тонн. Значит, с двухосным тягачом «длинноSchmitz» можно эксплуатировать, только если груз объемный, но не особо тяжелый. А вот когда предстоит серьезная загрузка (скажем, мороженое мясо весит прилично), такой длинномер придется прицеплять к трехосному тягачу — в этом случае разрешенная полная масса достигает уже 44 т. Но и тут не все просто, поскольку грузить надо правильно — чтобы не было перевеса по осям. В общем, без калькулятора не обойтись.

Внутри новый полуприцеп кажется бескрайним, как корабельный трюм

Новый полуприцеп спроектирован не путем удлинения заднего свеса, а с чистого листа: колесная база тут другая и есть новые элементы — скажем, вторая пара опорных лап (она не даст фуре встать на дыбы, когда в нее заезжает погрузчик). Но в целом конструкция аналогична прочим трейлерам фирмы: родные оси Rotos, холодильники на выбор, ящик с запаской, различные опции, включая Doppelstock — разделение кузова на два этажа.

Логичный вопрос: если такой «реф» вместительнее обычного на 25%, то он и дороже? Да, тоже на четверть — более 80 тысяч евро против примерно 65 тысяч за стандартный вариант!

Раскладная табличка «TIR» нужна для международных перевозок. Но в Европу эту фуру не пустят из-за длины

Понятно, что такое решение не для всех — ведь у сцепок с «длиннофурами» к тому же больше радиус поворота. Но опытная эксплуатация новинки в нашей стране началась: тот экземпляр, что на снимках, передан компании X5 (магазины Пятерочка и Перекресток), где уже работает пять аналогов российского производства — по нашей информации, с кузовами ЦТТМ из Рязани.

Когда выпуск готовился к печати, такие же трейлеры получили Магнит и Лента. Кстати, Лента уже строит свои гипермаркеты так, чтобы к ним было удобно подъезжать с удлиненными фурами. Грядет новая эра в российской логистике?

Полуприцеп-арт: этот трейлер оклеили пленкой с объемным изображением

Рекомендованные статьи