Сектор ГАЗа: заводу — 85 лет!

Фото: Федор Лапшин

ГАЗу — 85 лет! В канун праздника я побывал на заводе: посмотрел на производство, посетил музей... И узнал о планах на будущее.

Вообще-то я хотел назвать статью «Запах ГАЗа». Мол, открываю я дверцу оранжевого музейного ­ГАЗ-51А (я это уже делал несколько лет назад), вдыхаю запах времени... Ан нет, не вдохнешь: почти все музейные автомобили наглухо заперты — чтобы посетители не лазили! Ну а на самом заводе — так там пахнет разве что в цеху окраски.

В общем, пусть будет «Сектор ГАЗа». А он в нашей стране такой, что мало не покажется: доля Группы ГАЗ среди легких бортовых грузовичков — 74%, среди среднетоннажников — 71%, среди городских автобусов — 64% (остальное делят МАЗ, НефАЗ и Волгабас). А среди переднемоторных автобусов (это пазики) — 100%! В прошлом году было 99%. «Я стал думать, кому достался один процент, — комментирует газовский президент Вадим Сорокин. — И сообразил, что Нижегородец поставил в Москву партию маршруток на шасси IVECO».

Помимо собственных моделей, на ­ГАЗе выпускают еще иномарки по контракту с другими автопроизводителями: это малотоннажники Mercedes Sprinter (их делают в одном цеху с Газелями и Газонами), а также легковушки — VW Jetta, Skoda Yeti, Skoda Octavia. Еще был Chevrolet Aveo, но его сборку свернули. Зато знаете, какую модель здесь начнут делать в нынешнем году? Кроссовер Skoda Kodiaq.

«При контрактной сборке существуют два основных риска, — говорит Вадим Сорокин. — Во-первых, цена и качество комплектующих. Но в данном случае это проблемы Фольксвагена. Второй риск — если машины не продаются. Однако и это не наши проблемы: заказал, скажем, 110 тысяч — забирай!»

А производственных возможностей в Нижнем более чем достаточно: в былые времена завод ежегодно выпускал по 330 тысяч (это не опечатка) ГАЗ-53 и еще по 70 тысяч Волг. ­Кстати, о Волгах.

Издалека долго

Я ехал на ГАЗ с конкретным желанием — спросить у Сорокина, появится «каблучок» Волга или нет. Ведь в начале года председатель правления ­ГАЗа Зигфрид Вольф сообщил, что название «Волга» мог бы носить «автомобиль меньше Газели, такой как Volkswagen Caddy»! К тому же прототип газовского «каблучка» на базе Волги был показан еще в 2006 году.

Однако Сорокин охладил мой пыл: «Та машина до сих пор стоит в Объединенном инженерном центре. Если бы тогда ГАЗ ее запустил, это был бы выстрел в десятку, никаких Ларгусов не было бы. Но в данном сегменте на рынке идет такая толкотня, а Волга и ее компоненты больше не выпускаются... Я не думаю, что это тот проект, в который мы должны вложить сейчас деньги».

Владимир Никитич Носаков не только создатель Волги и Чайки, но и талантливый художник

Что касается легковых Волг, то я пообщался с легендарным Владимиром Никитичем Носаковым — бывшим заместителем главного конструктора легковых автомобилей, создателем ГАЗ-24 и Чайки ГАЗ-14. Он не только конструктор, но и знатный рисовальщик, ученик Долматовского: наверняка многие помнят его рентгеновский рисунок Чайки в журнале «За рулем» 1977 года.

Рентген Чайки ГАЗ-14, выполненный Носаковым, был опубликован 40 лет назад в журнале «За рулем» (№11, 1977)

Носаков показал свою только что вышедшую книгу «АВТОбиография» (естественно, с рисунками), а я задал ему пару вопросов, на которые давно искал ответ.

Заводская «четырехфарная» Волга ГАЗ-24 существовала! Но так и не пошла в производство (эскиз В. Носакова)

Первый: «четырехглазая» (то есть с четырьмя фарами) Волга ГАЗ-24, которую я видел в детстве около министерства, — самоделка-переделка или нет? Оказалось, существовали заводские прототипы, — так хотели выделить ­ГАЗ-24-14 с двигателем V6. Но мотор в серию не пошел (сейчас он стоит в музее), а позже, судя по «Типажу легковых автомобилей», который вывешен в том же музее, индекс 24-14 носил обычный универсал-такси. Так что, видимо, большинство «четырехглазых» Волг в нашей стране все же народный «колхоз».

Носаков (в центре) с коллегами около опытной Чайки ГАЗ-4106 — в 1986 году была запланирована модернизация ГАЗ-14. Но в 1988-м выпуск Чаек прекратился

И второй: почему у Волги ГАЗ-3102 было такое большое расстояние между радиатором и его решеткой? Уж не специально ли для установки спецсигналов? Там помещался целиком даже здоровенный 30-сантиметровый рупор установки СГУ-60!

Знаете, что оказалось? Конструкторы при расчетах ошиблись со стреловидностью крыла, и нос получился длиннее, чем предполагалось. Зато это позволило ставить под капот мотор V8 от Чайки (как это делалось и у «двадцать четверок»), ну и заодно использовать пространство в других «спеццелях».

А еще Носаков — автор названия ­«Газель». Было это так.

Как Газель чуть Белкой не стала

Старт производства тогда еще ­безымянной полуторки назначили на 20 июля 1994 года, и на него должен был приехать Ельцин. Меньше чем за две недели до этого тогдашний президент ГАЗа Пугин вызвал главного конструктора Кудрявцева: «Машине надо дать название. Короткое, звучное, понятное иностранцам и обязательно женского рода».

В газовском музее вывешены поисковые эскизы будущей Газели

Кудрявцев, в свою очередь, собрал конструкторов в пятницу: «К понедельнику название должно быть. Вот поедете на дачные участки жуков собирать и будете думать!»

Макет будущей Газели — такой она представлялась дизайнерам

«Я взял листок, — рассказывает Носаков, — и начал составлять список, сидел весь вечер. Так как я занимался образами машин, то первое название и было образное: тогда челноки были, возили баулы, потому первый вариант — Челнок. Еще был Комок («комок» — «комиссионка». — Ф. Л.). В конце осталось три имени. Одно из них — Белка, но Белка уже была у Долматовского (маленький концепт-кар. — Ф. Л.), а другое — Газель. И вдруг меня осенило: ГАЗель, тут есть и название ГАЗа!»

Решение на заводе было принято мгновенно, без конкурса. Уже потом ходили слухи, что машину назвали от сочетания слов «ГАЗ» и «Ельцин», но это чистое совпадение. Тем более что Ельцин на запуск производства не ­приехал, вместо него был Черномырдин.

Сейчас один из первых опытных образцов Газели стоит в заводском музее: он пробежал 270 тысяч километров. Пластиковый бампер покоцан, деревянные борта изношены... Та модель спасла в тяжелые девяностые завод — да и мелкие грузоперевозки в стране.

На почти готовую Газель ставят бортовую платформу: раз, два — и готово!

Ну а сегодня с конвейера сходят ее дочки Газель Бизнес и внучки Газель Next.

На конвейере и после

Машины катятся с конвейеров одна за другой: ежедневный план на ­ноябрь — 148 «бортов» и шасси, 89 ЦМФ (цельнометаллических фургонов) и микроавтобусов, 55 среднетоннажных Газонов (старых и новых) и еще 28 машин Mercedes Sprinter Classic (их собирают на отдельной нитке). Всего за месяц — примерно 6700 ГАЗов и в десять раз меньше Спринтеров.

И если еще несколько лет назад ходили слухи о скорой кончине Газели Бизнес со старой кабиной, то сейчас ее никто не собирается снимать с производства: дешево и сердито! Хотя Некстов уже больше, примерно 60% к 40%.

Сейчас 60% Газелей оснащается бензиновыми моторами УМЗ EvoTech (спереди), 40% — турбодизелями Cummins 2.8 (сзади). В конце 2018 года появится и турбодизель VW 2.0

Такое же соотношение у бензиновых моторов EvoTech завода УМЗ и турбодизелей Cummins 2.8: машин с «бензинками» больше потому, что они опять же дешевле. Однако каждая пятая Газель битопливная — газобензиновая: прямо на конвейере ставят ГБО, газобаллонное оборудование.

Ежедневно с каждого конвейера снимают по два автомобиля и отправляют в камеру аудита, залитую ярким светом: там педантично проверяют качество сборки и окраски, потом гоняют автомобили по заводскому треку и еще 80 км по городу.

«А есть ли камера, где кабины и кузова проливают водой?» — задал я вопрос с подвохом. Ведь у Газели Next 2015 года, которую эксплуатирую уже второй год, пришлось заменить по гарантии люк в крыше: протекал под сильным напором воды, которая сливалась с крыши после дождя. Оказалось, сейчас проливают каждую пятую кабину и каждый второй ЦМФ.

Я хорошо помню, как в 2013 году, когда Next только запускали в производство, новенькие машины после аудита были испещрены красными наклейками в местах брака, а их бортжурналы заполнены замечаниями контролеров. Однако на этот раз в журналах сплошь штампики ОК, лишь кое-где NOK (Not OK) — скажем, за обивку и внешний вид. Но такие дефекты я даже не заметил бы — а когда их исправляют, поверх NOK появляется ОК.

Знаете, что происходит потом, когда ГАЗы попадают к клиентам? Вот и я не знал. Все 280 дилеров ежедневно в 15:00 отправляют «в штаб» всю информацию по ремонтам, и она ложится на стол Вадима Сорокина. А уже в 17:00 эта информация доводится до руководителей газовских подразделений.

Тут работают невиданные за пределами завода трехосные «газоны»

«Мы каждый раз анализируем — знаем мы этот дефект или не знаем, или же знаем и закрыли, а это просто хвост с рынка. А если речь идет о неизвестном дефекте, то надо срочно ехать туда», — комментирует Сорокин.

И добавляет, что отдельно анализируются проблемы двух типов. Первый — на начальных двух тысячах километров. «Я купил машину, а она сломалась — ГАЗ, ты меня не удивил». Это имиджевый дефект, оскорбительный! Второй — так называемый ­ворк-хоум-дефект: если машина сломалась во время работы, меня тащили на галстуке, а куриные грудки в кузове испортились, — «ГАЗ, трам-тарарам, я никогда больше не куплю такую машину!»

Я слушал экспрессивного Сорокина и думал: «Теперь понятно, почему у Газелей Next нет серьезных повторяющихся дефектов». Кого в дилерских центрах ни спрашивал — все разводят руками.

Люди в белых халатах

Варят и красят нынешние Газели очень чисто и на совесть — как водитель Некста, подтверждаю! Ни грубых швов, ни вздутия краски или ржавчины за первые годы эксплуатации.

Кузова и кабины Газелей варят в основном автоматически: сваркой моделей Бизнес занимаются 86 роботов, Next — 108

Так что я не удивился, увидев, как в сварочном цеху «вкалывают роботы» Fanuc и Kuka: их около двухсот на отдельных участках для Некстов и Бизнесов. Почти все автоматизировано: подъезжает основание будущего фургона, автоматы ставят панели, вжик-вжик — приваривают борта, усилители крыши, саму крышу. «Автоматическая сварка исключает непровар», — комментируют заводчане.

А грунтование катафорезным погружением (уже в цеху окраски) — будущую коррозию. Кузова и кабины «бултыхают» в ванне с грунтом по четыре минуты.

Окрасочные камеры выглядят словно интерьер космического корабля: перед посещением этого участка «люди в белых халатах» (без халатов нельзя) заходят в кабинку, где сильный поток воздуха сдувает пылинки. Понятно, что для легковых производств, которых полно по всему миру, это нормальное явление. Но применимо к нашему грузовому автопрому — впечатляет.

Кстати, окрасочный цех Eisenmann появился благодаря сотрудничеству с Даймлером: в нем было решено окрашивать Спринтеры, ну а заодно (удачно получилось) — и газовские Нексты.

При этом заводчане гордятся, что Нексты защищены от коррозии лучше, чем Sprinter Classic: у Газели оцинкована вся кабина и кузов по крышу, а крылья и вовсе стеклопластиковые. Эти крылья я считаю гениальной находкой газовцев: одна штука, уже с окраской, стоит в магазине всего 1600 рублей!

Не только машины

ГАЗ напоминает по планировке уже не существующий ЗИЛ: масса корпусов разделена широкими проездами и практически к каждому зданию ведет железнодорожная ветка. В одном из домов на отшибе — совместное производство Bosal-ГАЗ. Что здесь делают? «Глушаки» с выхлопными трубами для машин газовского производства, включая VW и Шкоду.

Еще российские Фольксвагены получают лонжероны (их поставляют и в Калугу) и сидушки, сделанные на территории ГАЗа. Так что если покупаете, скажем, Джетту или Yeti, знайте: и сделаны они на ГАЗе, и компоненты в них нижегородские.

А что на ГАЗе делают ящики с надписью Scania? Все просто: газовцы поставляют компоненты для легковых машин концерна Volkswagen, а Scania принадлежит этому концерну — где идет круговорот тары

Подобных СП на заводе десять: например, T.RAD, поставщик Тойоты, делает радиаторы. «Раньше газелевские радиаторы текли-текли, ничего не помогало. Газель уезжает, а там, где она стояла, — лужица, — говорит Вадим Сорокин. — Стали ставить радиаторы совместного производства — ушла проблема».

Другое СП, с китайской фирмой Yapp, начало производить пластиковые топливные баки объемом 85 л. Ими уже оснащают цельнометаллические Нексты, а вскоре их будут ставить и на аналогичные грузовички. Слышите, газелисты? Проблема с недостаточной емкостью нынешних баков уже почти решена.

А что еще ждет покупателей?

ГАЗ на завтра

Ближайшая новинка, которая вот-вот появится (пару машин я уже видел в цеху), — Газель Next с полной массой не 3,5 тонны, как сейчас, а 4,6. Тут другие и задний мост с подвеской, и тормоза — дисковые на всех колесах. Значит, при изначальном расчете на перегруз (чего газовские конструкторы не скрывают) сюда будут грузить все три тонны, а то и по четыре. Вот она, замена ушедшего зиловского Бычка!

Но выглядит такой Next совершенно привычно — ни один инспектор ГИБДД не заметит отличий. Разве что у машин из стартовой партии (одну такую я уже видел в сборочном цеху) — своя окраска кабины, коричневая, по имени Марон.

На этой базе будут делать и ­фургоны-«сараи» с объемом кузова 15,5 м³, и 20-местные маршрутки. Дело в том, что газовцам надо срочно составить конкуренцию мерседесовскому Спринтеру (который сами же и выпускают), где маршрутка рассчитана как раз на 20 мест, из-за чего Mercedes ­зачастую побеждает в тендерах.

Следующий шаг — турбодизель Volkswagen 2.0 для Газели: с одним турбокомпрессором он будет развивать примерно столько же, сколько Cummins 2.8, 150 л.с., а в варианте битурбо — явно больше. Но с этим мотором должна агрегатироваться уже коробка-шестиступка — и то и другое ориентировочно появится к концу 2018 года.

Грядут обновления в среднетоннажной гамме: это более тяжелый Газон Next полной массой 10 т (а не 8,7, как сейчас) с пневмоподвеской сзади и собственная коробка-«автомат». Для чего она нужна? Ведь водители таких грузовиков привыкли ездить на «механике»!

Во-первых, «автоматом» можно оснащать по заказу новые пазики Вектор Next на базе тех же Газонов — вместо нынешних покупных коробок Allison. А во-вторых, (тсс, вы этого не слышали) «автомат» нужен военным. Для необученных солдатиков, например. Или для установки на броневики Тигр и не только.

Ну а что с долгожданным Соболем Next, о котором постоянно спрашивают читатели? Увы, в ближайшее время его не будет. По словам газовцев, он однозначно есть в планах, но потенциальный спрос на газовские семейные микроавтобусы, по расчетам специалистов, невелик, три—пять тысяч машин в год. А пока главная задача в классе микроавтобусов — начать выпуск упомянутых больших маршруток, чтобы захватить этот рынок. И вот тогда, заработав деньги, можно будет вкладывать их в развитие Соболей Next.

Семейству Бизнес со «старой» кабиной дали второе дыхание: на схеме — этапы модернизации

Зато, как уже упоминалось, новое дыхание неожиданно получило «старое» семейство Бизнес — особенно в связи с выходом на рынок схожего по цене ­УАЗа Профи. Появился «экспедиционный» грузовичок Соболь 4х4 с двойной кабиной, на Бизнесы стали ставить новую переднюю панель, унифицированную с Некстами.

Наконец, все грузовые платформы — и для Бизнесов, и для Некстов — стали катаными, без ржавеющих сварных швов. А вот алюминиевые борта, которыми поначалу оснащали Нексты (такие стоят и на моей машине), не оправдали себя: больно трудоемкие при ремонте! Чуть помял — и не выправишь.

Но все это проза жизни. А что с транспортом будущего — беспилотным и электрическим? Оказывается, беспилотники уже катаются по газовскому полигону: их там ежедневно учат отличать «живое от неживого, в какой бы позе оно ни находилось».

А вот с электротранспортом сложнее. По словам Сорокина, решение Москвы о закупке сразу 300 электробусов (из них часть поставит Группа ГАЗ) можно назвать политической ­эйфорией. Во всей Европе за прошлый год сделали столько же! «Кроме того, при температуре ниже минус двадцати 80% энергии аккумуляторов электробуса уходит на обогрев лобового стекла, зеркал заднего вида, пятой точки водителя. Салон нагреть от батарей вообще ­невозможно. ­Можно лишь подогреть руль и педали и ­как-то доехать. На перемещение остается 20%».

Президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин: «На ­нашем заводе люди работают уже в четвертом поколении!»

«Я не сомневаюсь в светлом будущем электромобилей, — закончил ­пресс-конференцию Сорокин. — Но думаю, что пересесть на них заставит не экономика, а желание выйти из ресторана, плюхнуться на заднее сиденье (электромобиля с автопилотом. — Ф. Л.), выпив бутылку пива, и, проезжая мимо гаишника, сделать так...»

И тут Сорокин, рассмеявшись, быстро показал неприличный жест — но никто не успел это сфотографировать.

Рекомендованные статьи