Знакомимся со «спецкаблуками» Mercedes Citan с новыми двигателями

Фото: компания Daimler AG | Федор Лапшин

В выставочном зале на окраине Франкфурта переливались разноцветные мигалки: Mercedes демонстрировал различные исполнения нового «каблучка» Citan, включая машины для спецслужб. Мы уже не раз рассказывали об этой модели, а теперь я прибыл сюда, чтобы познакомиться со «спецкаблуками», поездить на Ситанах с новыми двигателями... И задать вопрос: какие решения приняты после нашумевших краш-тестов Euro NCAP?

В Западной Европе — кризис: продажи мини-фургонов всех марок там сократились на 12%, с 600 тысяч единиц в 2012 году примерно до 528 тысяч единиц. Так что появление новичка Mercedes Citan пришлось на момент, когда традиционным производителям и без того тесно на рынке.

Но это полбеды: весной Citan показал лишь удовлетворительные результаты на независимых краш-тестах Euro NCAP, заработав три звезды из пяти возможных. Подобное было только однажды, в 1997 году, когда легковой Mercedes C-класса получил позорные две звезды.

«Follow me», «следуй за мной» — эта надпись для пилотов загорается на аэродромном автомобиле

Прародитель Ситана Renault Kangoo дважды (в 2003 и 2008 годах) получал четыре звезды, главный конкурент Volkswagen Caddy в 2007 году — столько же. Правда, в последние годы критерии оценок стали более строгими, но на всех последних тестах Euro NCAP Мерседесы неизменно получали высший балл!

А ведь мы еще до официального дебюта модели предполагали, что с ее пассивной безопасностью не все гладко. Во время знакомства с закамуфлированными Ситанами на севере Швеции я поинтересовался у разработчиков, усиливали ли они конструкцию, проводили ли дополнительные краш-тесты. Оказалось, нет: взяв за основу Kangoo, мерседесовцы лишь изменили оформление, поставили другую панель в кабине и настроили подвеску.

После критики со стороны Euro NCAP мерседесовцы отозвали 3500 грузопассажирских Ситанов для доработки подушек безопасности, а сейчас «анализируют происшедшее и вырабатывают решения совместно с парнером по кооперации» (читай — компанией Renault). «Что именно будет изменено в конструкции — скоро узнаете», — сказали мне. Но ведь все это надо было делать не пос­ле, а до!

И если в прошлом году, после дебюта, Мерседесу удалось продать семь тысяч Ситанов, то план нынешнего — только 14 тысяч машин. Это означает, что доля модели на европейском рынке — едва заметные 2,8%, тогда как у ее прародителя Kangoo в шесть с лишним раз больше, 17,4%. А ведь еще в прошлом году вице-президент подразделения Mercedes-Benz Vans доктор Пааше говорил мне, что план продаж — 200—300 тысяч Ситанов в год! «Штирлиц никогда не был так близок к провалу...»

В салоне полицейского Ситана — столик и дополнительные аккумуляторы (правое сиденье откинуто). Умопомрачительный пульт спецсигналов Hella RTK7

На этой нерадостной ноте перейдем к техническим новостям: в гамме помимо слабых французских турбодизелей 1.5 (75 и 90 л.с.) появился аналогичный, но 110-сильный вариант с изменяемой геометрией наддува, а также 112-сильный бензиновый мотор 1.2, тоже заимствованный у Kangoo. Оба двигателя — в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач. А поскольку у Ситана, как и у Kangoo, есть три варианта кузова по длине, отныне в гамме будет «длинная» пассажирская версия — семиместная, с тремя рядами сидений.

Наконец, Mercedes привлек полтора десятка «кузовщиков» из разных стран Европы, которые готовы превратить машину в... А во что бы вы желали? Если вставить в кузов ящики и шкафчики (например, известных немецких фирм Sortimo или Bott, хотя есть и турецкие варианты), получится фургон для «мас­тера по вызову». Вставляем в багажник те же выдвижные ящики, добавляем к ним спецоборудование, мигалку и оклейку разноцветной пленкой — готов пожарный или полицейский автомобиль. Сиденье для врача и носилки в длиннобазном кузове — «скорая помощь». Крепления для инвалидной коляски и пандус, по которому ее закатывают, — «социальное такси». Толстая термоизоляция и холодильная установка на крыше — рефрижератор. Между прочим, по немецким нормам задние двери такого рефрижератора можно открывать не больше шести раз в час и каждый раз не дольше трех минут. Иначе мороженое в кузове начнет таять!

«Вам комплектацию с автоматом?» Точнее, с пистолетом-пулеметом Heckler & Koch MP5, служебным оружием немецкой полиции! А еще здесь есть ноутбук и даже принтер

Для истинных фанатов модели — тюнинг фирмы Hartmann с пластиковыми «юбками» под бамперами, низкопрофильными шинами и хромированным выхлопным патрубком, накладками на педалях и т.д. Жаль, как ни старайся, простецкую породу прародителя Kangoo не скроешь: в салоне — все та же обшивка дверей грубым черным пластиком.

Ну а теперь можно и покататься — на обычных фургончиках, зато с разными двигателями и 400-килограммовым балластом в кузовах. Времени мало: что ж, поеду не по длинному «городскому» маршруту, который предлагают организаторы, а по короткому (около 30 км), но динамичному. Сначала по дорогам вокруг аэропорта, а затем ка-ак «лупану» по автобану, где скорость не ограничена!

Для начала — самый слабый, 75-сильный вариант 108CDI. Что сказать про него? Он едет, причем на автобане уверенно держит 140—150 км/ч. Но разгон так себе, и передачи (их пять) переключаются вяловато.

Новая 110-сильная версия оставляет совсем другое впечатление: несмот­ря на рабочий объем 1.5, по динамике она сравнима с конкурентом Volkswagen Caddy 1.9 TDI, который я вожу уже шестой год. Короткая «первая», динамичный разгон, отличное торможение двигателем при «подтыкании» пониженных передач. На автобане, никому не мешая, можно «пульнуть» на 160 км/ч — жаль только, переключаются передачи (их здесь, напомним, уже шесть) по-прежнему без идеальной четкости, присущей тому же Caddy. А при отпускании и легком нажатии на газ джойстик ощутимо толкается, что является признаком не очень гармоничного силового агрегата. Это простительно Газели Next, но ведь Mercedes позиционируется как «премиум-бренд»!

У одного из фургончиков, которые я водил, обивка потолка отставала и проминалась. И это — Mercedes?

Впрочем, такую машину я бы водил с удовольствием, а вот еще более мощную бензиновую — вряд ли. С одной стороны, на холостых ее мотор работает настолько тихо, что кажется, будто он выключен. Однако разгон, несмотря на заявления о темпераменте, довольно вялый, и в сочетании с упомянутым механизмом управления коробкой передач — будто жвачку жуешь. На автобане набрал 140 км/ч, а дальше в час по чайной ложке... Тут уже и машины сзади «накатываются»: надо уходить правее. На серпантинах, в отличие от «дизелей», двигателем не притормозишь, при нажатии-отпускании газа рычаг КПП дергается, причем по-другому — с задержкой, зато дважды.

К тому же на бензиновом Ситане­ по борткомпьютеру я получил расход­ 9,9 л/100 км против 8,2 л/100 км у 110-сильной турбодизельной версии и 6,9 л/100 км у 75-сильной — правда, при разных средних скоростях, что обусловлено довольно коротким маршрутом. Похоже, фантастический расход топлива, о котором заявляют производители (от 4,4 л/100 км!), если и достижим, то при крайне экономичной езде.

Добавлю ряд претензий. Скажем, при маневрировании руль упирается в крайнее положение с жестким ударом: тук! Я вначале даже испугался. По возвращении проверил: у Caddy такого нет и в помине.

Магнитола, как упоминалось в предыдущих статьях, неприлично дешевая для Мерседеса (более крупная просто не поместится в пространство между регуляторами отопления и джойстиком коробки передач), зеркала маловаты. Панель перед водителем, наоборот, здоровенная, как аэродром, но у нее на­верху нет ни ящичков, ни полочек. Смысл подстаканика под «торпедой» неясен: стакан туда не поместится в принципе! Удивили крючки для одежды между сиденьями, на перегородке: если у фургонов в базовой комплектации куртка туда помещается, то при наличии дополнительного ящичка между сиденьями она выпирает горбом, мешая и водителю, и пассажиру. На пассажирской стороне не хватает ручки над головой (у VW она есть). Наконец, обшивка потолка хлипкая, «картонная»: у одного экземпляра она уже отставала и была промята. А у другой новенькой машины был сломан воздушный дефлектор. Не слишком ли смелым оказался эксперимент, «как из Kangoo сделать настоящий Mercedes»?

«Скорая помощь» на основе длиннобазной модификации — одна из самых дорогих переделок Ситана

***

Разумеется, те, кому необходим именно Mercedes, купят Citan, но... Он дороже всех конкурентов! Даже фургон 108CDI с самым слабым дизельным мотором стоит в России от 866 тысяч рублей (примерно на 200 тысяч рублей дороже аналогичного Kangoo), пассажирская версия — от 936 тысяч рублей. Бензиновые версии должны быть более доступными, но в российских прайс-листах их пока нет.

Ради интереса упомянем стоимость различных переделок, показанных Мерседесом: установка фирменной «мебели» для мастеров и ремонтников стоит от 1000 до 2500 евро, тюнингового комплекта — 7000 евро, во столько же обойдется создание полицейской версии. За рефрижератор надо будет доплатить 8500 евро, а вот за «скорую помощь» — почти 16 тысяч евро. В Западной Европе 16% Ситанов уже продается с различными переделками, и мы не исключаем, что российских покупателей тоже могут заинтересовать «спецкаблуки». Еще бы сама машина была подешевле...

Удар! Еще удар!

Для независимых краш-тестов по методике Euro NCAP были взяты пассажирские варианты Citan Combi 109CDI с полным набором подушек безопасности. Лобовой удар о деформируемый барьер проводился на скорости 64 км/ч с 40-процентным перекрытием, боковой — тележ­кой на скорости 50 км/ч, а еще машину боком ударили о металлический столб диаметром 254 мм на скорости 29 км/ч (автомобиль двигался на тележке).

Оценка за защиту седоков при фронтальном ударе — 11,5 балла из 16 возможных: оценку снизили за повышенные нагрузки на грудную секцию манекена-водителя и за острые грани под передней панелью, которые могут грозить травмами. За боковой краш-тест Citan получил лишь 7,3 балла — нагрузки на манекен были невелики, но надувная «занавеска» раскрылась нештатно, запутавшись в верхнем ­креплении ремня безопасности. То же самое произошло и при боковом ударе о столб (лишь 5,2 балла), причем датчики в ребрах манекена зафиксировали опасные нагрузки. А еще при боковом ударе между стойкой кузова и сдвижной дверью образовалась большая щель (в нее могут попасть ноги и руки седоков), сиденья и подголовники плохо защищают при наезде сзади, безопасность пешеходов при возможном наезде — лишь 56%. Кроме того, сигнализатор непристегнутых ремней предусмотрен только для водителя, а кресла не лучшим образом защищают шею от так называемых хлыстовых травм при наезде сзади. В результате — лишь три звезды из пяти возможных: скромно по нынешним временам.

При боковом ударе стойка и сдвижная дверь разошлись, а занавеска безопасности запуталась в креплении ремня

Рекомендованные статьи