Торнадо в Кубинке: знакомимся с 16-тонным грузовиком Урал Торнадо-У
То, что творилось на форуме Армия-2015 в подмосковной Кубинке, вполне можно сравнить с торнадо: от желающих «посмотреть на танчики» не было отбоя! Мы же познакомились там с еще невиданным 16-тонным грузовиком Урал Торнадо-У.
В прошлом выпуске рубрики рассказывалось о дебюте грузовиков Урал Next на строительной выставке СТТ-2015. А на Армии-2015 был показан Урал Next в армейском варианте (он носит имя Урал-М, по названию шасси). Раскроем тайну: эту машину переделали из гражданской цистерны, которая стояла на СТТ! Вместо «бочки» установили бортовой кузов с тентом, кабину перекрасили из серебристого в хаки, а топливные баки закрыли листами металла, видимо, имитирующими броню.
Уже известно, что такой Урал-М, или, как говорят на автозаводе, «уралым», станет основой для целого семейства армейских грузовиков Мотовоз-М — с колесными формулами 4х4, 6х6 (обе модели — с кабиной Next) и 8х8 (с бескапотной кабиной). «Мотовозы» будут и бронированными: такие машины будут носить общее название Ратник. Но грузоподъемность Урала Next... То есть Урала-М — не больше 12,5 т, что ограничивает и полезную нагрузку, и вес бронированного панциря.
А если нужен грузовик еще тяжелее? Это Урал Торнадо-У! Обратите внимание на его кабину: она каркасно-панельная, примерно как у прототипа (разумеется, с другим дизайном), показанного в 2006 году. Часть наружных панелей — двери, капот, крыша — выполнены из композитов, при этом предусмотрена и установка КДЗ — комплекса дополнительной защиты из бронепанелей.
Создатели называют новинку заменой КрАЗам, поскольку по характеристикам она сравнима с кременчугскими вездеходами: грузоподъемность — 16 т, полная масса — все 30 т. Но мощность двигателя гораздо выше, 440 л.с. И что здесь за шасси? Ведь сам Урал не выпускает столь грузоподъемные мосты! Оказывается, машина построена на базе гражданского бескапотного Урала-6370: мосты — венгерские Raba, двигатель — ЯМЗ-652 (лицензионный Renault dCi 11 со впрыском common rail), сцепление — Sachs, коробка передач и раздатка — ZF. Вот только насколько оправдано применение агрегатов европейских марок на российской оборонной технике?
Однако уже известно, что в этом году будет испытываться и образец с «ненатовскими» агрегатами, а в перспективе обещано, что у обеих моделей — Урал-М и Торнадо-У — будут исключительно российские комплектующие (видимо, включая локализованные). Более того, Торнадо-У будет выпускаться в полностью бронированных исполнениях 6х6 и 8х8 (Торнадо-У-Т), и, судя по всему, такие машины станут аналогами сегодняшних уральских Тайфунов, только менее сложными и дорогими. Ведь у Тайфунов — независимая подвеска, коробка-«автомат», масса электроники... А здесь — традиционное шасси и коробка-«механика».
Планы таковы: в нынешнем году — «инициативная отработка шасси, узлов и агрегатов», «принятие решения с Заказчиком по Тайфун-У-Т» (что за Заказчик — догадаться нетрудно), в 2016 году — начало ОКР (опытно-конструкторских работ), а с 2017 года — серийный выпуск. И это правильно: обычные армейские Уралы при всех их достоинствах уже порядком устарели. Более того, на выставке то под одним, то под другим военным Уралом-4320 виднелись капли масла... Вот этого у новых моделей быть точно не должно!
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобили | Урал-4320-70 (Урал-М) |
Урал-63704-0010 (Торнадо-У) |
|
Колесная формула | 6х6 | 6х6 | |
Грузоподъемность, кг | 12500 | 16000 | |
Полная масса, кг | 22500 | 30000 | |
Двигатель | ЯМЗ-536 | ЯМЗ-652 | |
Мощность двигателя, л.с. | 285 | 440 | |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км |
1000 | 1000 | |
Дорожный просвет, мм | 400 | 400 | |
Преодолеваемые препятствия | подъем, % | не менее 60 | не менее 60 |
брод глубиной, м | 1,75 | 1,80 |