Торнадо в Кубинке: знакомимся с 16-тонным грузовиком Урал Торнадо-У

Фото: Федор Лапшин

То, что творилось на форуме Армия-2015 в подмосковной Кубинке, вполне можно сравнить с торнадо: от желающих «посмотреть на танчики» не было отбоя! Мы же познакомились там с еще невиданным 16-тонным грузовиком Урал Торнадо-У.

В прошлом выпуске рубрики рассказывалось о дебюте грузовиков Урал Next на строительной выставке СТТ-2015. А на Армии-2015 был показан Урал Next в армейском варианте (он носит имя Урал-М, по названию шасси). Раскроем тайну: эту машину переделали из гражданской цис­терны, которая стояла на СТТ! Вместо «бочки» установили бортовой кузов с тентом, кабину перекрасили из сереб­ристого в хаки, а топливные баки закрыли листами металла, видимо, имитирующими броню.

Передняя панель унифицирована с бронированными Тайфуном-У и Уралом-ВВ

Уже известно, что такой Урал-М, или, как говорят на автозаводе, «уралым», станет основой для целого­ семейства армейских грузовиков Мотовоз-М — с колесными формулами 4х4, 6х6 (обе модели — с кабиной Next) и 8х8 (с бескапотной кабиной). «Мотовозы» будут и бронированными: такие машины будут носить общее название Ратник. Но грузоподъемность Урала Next... То есть Урала-М — не больше 12,5 т, что ограничивает и полезную нагрузку, и вес бронированного панциря.

Если взглянуть на угол кабины, видно, что она собрана из панелей
У Торнадо-У есть даже кондиционер
0 / 0

А если нужен грузовик еще тяжелее? Это Урал Торнадо-У! Обратите внимание на его кабину: она каркасно-панельная, примерно как у прототипа (разумеется, с другим дизайном), показанного в 2006 году. Часть наружных панелей — двери, капот, крыша — выполнены из композитов, при этом предусмотрена и установка КДЗ — комплекса дополнительной защиты из бронепанелей.

Вход высокий, но есть и подвесная ступенька, и ручка в дверном проеме
В кабине три места, а водительское сиденье — подрессоренное, Grammer

Создатели называют новинку заменой КрАЗам, поскольку по характеристикам она сравнима с кременчугскими вездеходами: грузоподъемность — 16 т, полная масса — все 30 т. Но мощность двигателя гораздо выше, 440 л.с. И что здесь за шасси? Ведь сам Урал не выпускает столь грузоподъемные мосты! Оказывается, машина построена на базе гражданского бескапотного Урала-6370: мосты — венгерские Raba, двигатель — ЯМЗ-652 (лицензионный Renault dCi 11 со впрыском common rail), сцепление — Sachs, коробка передач и раздатка — ZF. Вот только насколько оправдано применение агрегатов европейских марок на российской оборонной технике?

Под капотом Торнадо-У — ЯМЗ-652...
...он же — лицензионный Renault dCi 11
На фильтрах иероглифы: часть компонентов мотора приходит из Китая
Выхлопная труба Торнадо-У почти касается передней подвески: ну и ну!
0 / 0

Однако уже известно, что в этом году будет испытываться и образец с «ненатовскими» агрегатами, а в перспективе обещано, что у обеих моделей — Урал-М и Торнадо-У — будут исключительно российские комплектующие (видимо, включая локализованные). Более того, Торнадо-У будет выпускаться в полностью бронированных исполнениях 6х6 и 8х8 (Торнадо-У-Т), и, судя по всему, такие машины станут аналогами сегодняшних уральских Тайфунов, только­ менее сложными и дорогими. Ведь у Тайфунов — независимая подвеска, коробка-«автомат», масса электроники... А здесь — традиционное шасси и коробка-«механика».

Этот грузовик еще недавно был гражданским Уралом Next с цистерной. А теперь он превратился в армейский Урал-М

Планы таковы: в нынешнем году — «инициативная отработка шасси, узлов и агрегатов», «принятие решения с Заказчиком по Тайфун-У-Т» (что за Заказчик — догадаться нетрудно), в 2016 году — начало ОКР (опытно-конструкторских работ), а с 2017 года — серийный выпуск. И это правильно: обычные армейские Уралы при всех их достоинствах уже порядком устарели. Более того, на выставке то под одним, то под другим военным Уралом-4320 виднелись капли масла... Вот этого у новых моделей быть точно не должно!

Фото Марии БАРИНОВОЙ

Привет, старина «лаптежник»: «экскаватор одноковшовый войсковой» на базе КрАЗа-255Б (с деревометаллической кабиной!) был принят на вооружение еще в 1977 году и до сих пор несет службу
УАЗ Патриот для Минобороны: литые колеса — только для эффекта, но в комплектацию входят специальное электрооборудование, усиленная подвеска и крепления для оружия
На стенде Уралвагонзавода дебютировал привычный БТР-80, но с комплексом модернизации: решетки, защищающие от гранатомета, «беспилотная» башня, антиосколочная защита, новые системы связи и навигации, видеонаблюдение и кондиционер
0 / 0

Плавающий транспортер ПТС-4 выполнен на агрегатах танков Т-80У и Т-90: грузоподъемность — 12 т на суше и 18 т на воде, максимальная скорость на суше — 60 км/ч, на воде — 15 км/ч (8 узлов)
Теперь Концерн Калашников будет заниматься еще и катерами: их делает Рыбинская верфь. Показанный десантный БК-16 оснащен четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм и крупнокалиберным пулеметом (12,7 мм). Скорость — до 40 узлов
Скамейки в виде морских мин, горшки с растениями — в виде разорвавшихся ракет... Буйная фантазия, однако
0 / 0

За стильную кожаную куртку на меху с эмблемой «армия России» Минобороны просит почти 83 тысячи рублей. Сущие пустяки!
Что на выставке делали поющие чаши, гармонизирующие пространство, и «Хунаньское кооперативное общество производителей чая»? Видимо, помогали повышать обороноспособность!
Паспортные данные
Автомобили Урал-4320-70
(Урал-М)
Урал-63704-0010
(Торнадо-У)
Колесная формула 6х6 6х6
Грузоподъемность, кг 12500 16000
Полная масса, кг 22500 30000
Двигатель ЯМЗ-536 ЯМЗ-652
Мощность двигателя, л.с. 285 440
Запас хода
по контрольному
расходу топлива, км
1000 1000
Дорожный просвет, мм 400 400
Преодолеваемые препятствия подъем, % не менее 60 не менее 60
брод глубиной, м 1,75 1,80

Рекомендованные статьи