История вездеходов Unimog: факты, подробности, фотографии

Фото: компания Daimler AG | Максим Чернявский | Федор Лапшин

Автомобильные фирмы любят праздновать юбилеи, а уж немецкие — хлебом не корми. Daimler решил отметить 60-летие вездеходов Unimog по полной программе: построил шоу-трак (точнее, «шоу-мог»), организовал масштабный пробег, пригласил несколько сотен гостей... Вот только история самого Унимога оказалась немного не такой, какой ее обычно представляют.

Фрицы и картошка

Мы с осторожностью относимся к круглым датам в автомобилестроении, да и к автомобильной истории в целом. Потому что по прошествии многих лет уже трудно установить, где правда, а где не совсем. Например, MAN не так давно объявил о 250-летии концерна, а оказалось, что 250 лет назад была основана крохотная мастерская, имеющая к нынешней марке весьма отдаленное отношение.

Вот и с Унимогом все непросто. Например, в большинстве книг (в основном немецких) и публикаций по истории марки говорится, что осенью 1945 году глава мерседесовского подразделения по авиамоторам Альберт Фридрих сделал первые наброски «универсального моторного средства» (Universal-Motorgerät, сокращенно Unimog). Ничего странного не находите? Побежденная Германия лежит в руинах, а герр Фридрих рисует новое транспортное средство!

Знаете, как все было на самом деле? Открываем еще одну книгу про Unimog, написанную нашим немецким другом, великолепным историком Матиасом Реке (кстати, именно он прислал фотографию для заголовка). И читаем, что Альберт Фридрих, будучи нормальным инженером Третьего рейха, придумал и нарисовал еще в 1942 году вовсе не трактор, а Mannschaftstransporter, «транспортер для перевозки личного состава». Уж явно не фермеров!

Вот теперь все становится на свои места. Мы-то гадали: почему на эскизе 1945 года будущий Unimog оснащен пассажирским кузовом и похож на знаменитый армейский «кюбельваген», в котором ездили фрицы?

Демилитаризация проекта произошла по вполне понятным причинам: после войны американцы начали реализовывать в занятой ими Западной Германии так называемый план Моргентау (был такой государственный деятель в США). Еще фашисты заявляли, что «еврей Моргентау хочет превратить страну в огромное картофельное поле», и это было недалеко от истины. Тут-то и пригодился забытый рисунок: одним взмахом карандаша военный транспортер превратился в сельскохозяйственный!

На эскизе 1945 года видно, что изначально Unimog задумывался вовсе не для сельскохозяйственных работ, а для перевозки солдат, и мотор располагался сзади

А вот другая информация, которой не найти в официальной истории. Несмотря на то что создателем Унимога стал мерседесовский инженер, Mercedes поначалу вообще не заинтересовался проектом, поскольку до войны имел неудачный опыт производства тракторов. В итоге производство Унимогов пришлось разворачивать на стороне: прототип 1946 года изготовила ювелирная фабрика (невероятно, но факт) «Эрхард и сыновья» (Erhard&Söhne). А серийным производством в 1948 году занялась фабрика братьев Берингеров (Gebrüder Boehringer). И знаете почему? Эта фабрика как бывший поставщик вермахта должна была пойти под снос, и спасти ее могло только срочное освоение гражданской продукции.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи