Тридем: знакомимся с углевозом Volvo FMX Tridem
Грузовики с тремя осями сзади у нас именуют «тридем», по названию задней тележки tridem. Ошибка, правильно — «трайдем»? Но именно так это слово произносят и в Голландии, где немало машин с этой компоновкой. А для нас они — уникальное явление! Тем интереснее было познакомиться с углевозом Volvo FMX Tridem, который отправится в Кемерово: партию таких машин изготовила московская фирма Интерпайп ВАН.
Однажды я уже водил в нашей стране самосвал с тремя осями сзади: это было в 2007 году под Питером. Тогда местная фирма Гудвил Холдинг, торгующая бэушными тягачами-«американцами», начала переделывать их в самосвалы. У Фрейтлайнера с пробегом под миллион километров (и даже с продранным водительским сиденьем) сняли седло, отпилили спальный отсек, подкатили дополнительную ось от контейнеровоза, водрузили на раму самосвальный кузов, прикрепив его камазовскими стремянками... А еще напрочь отрезали глушитель и вывели выхлоп прямо в полое днище кузова: «Газы дырочку найдут!»
На этом чуде-юде я даже возил щебень: ощущения — незабываемые. Цитирую давнюю статью: «Этот самосвал не просто плохо маневрирует. Он чудовищно неповоротлив! Там, где обычная «трехоска» разворачивается в два приема, «фред» начинает ползать вперед-назад, словно каракатица, перегородив собой всю дорогу. Стоит повернуть руль на больший угол — и машина «идет плугом»: ее стаскивает вбок с дороги. На поперечных уклонах «фред» с его пневмоподвеской клонится вбок так, что, кажется, вот-вот перевернется. Но по-настоящему страшно становится, когда разгоняешься на шоссе, а потом пытаешься затормозить. Машина как шла, так и идет!» Вдобавок коробка-«робот» дергала машину и тупила, а наш расчет показал, что оси нещадно перегружаются: ведь ни то, ни другое не предназначалось для самосвальной работы.
На сайте той фирмы до сих пор висит объявление о продаже похожего самосвала — только без дополнительной оси сзади, но тоже на базе тягача Freightliner 2004 года выпуска. Цена — аж 81500 долларов. Неужели найдутся желающие, да еще в нынешнее время?
Но Volvo FMX Tridem — совсем другое дело. Его задние оси хоть и снабжены пневмоподвеской, как у того Фрейтлайнера, зато выдерживают 36-тонную нагрузку (13 т + 13 т + 10 т), а последняя неведущая ось может подруливать и «поджиматься». Но главное — это не «самоделка-переделка», а оригинальное шасси, которое предлагает сам производитель!
Раньше постройкой таких машин с вольвовскими компонентами занималось голландское ателье Terberg, но пару лет назад, одновременно с началом выпуска модели FMX, и сами вольвовцы начали предлагать Tridem.
По словам специалистов, у «тридема» есть два преимущества перед обычными «четырехосками»: меньший радиус поворота и лучшее сцепление с дорогой при подъеме в гору без груза. Но есть и серьезный минус: поскольку нагрузка на ведущие мосты — не 32 т, как обычно, а всего 26 т, то и грузоподъемность, и объем кузова меньше, чем у аналогичных «четырехосок» с традиционной компоновкой.