Свалить по-шведски: ездим на самосвалах Volvo и Scania

Фото: Федор Лапшин

Самосвалы нынче в моде! Компания Volvo привезла в Россию FMX нового поколения, Renault показал во Франции новые версии модели Kerax (о них — на предыдущих страницах), а Scania организовала под Москвой, на Дмитровском полигоне, знакомство с обновленной гаммой: мы водили самосвалы целый день и узнали много интересного.

Погоди выезжать на грунтовку, — советует инструктор. — Там впереди самосвал ведет девушка.

— Так это же наша администратор Наташа Шевцова, — говорю. — Она только что получила «грузовые» права, и мы ее стараемся сажать на грузовики с «роботами».

— Какой «робот»? Она поехала на самосвале с обычной девятиступенчатой коробкой!

Молодец, Наташка! И сканиевц­ы — молодцы. Они первыми в России организовали масштабное знакомство с добрым десятком самосвалов в режимах, максимально приближенных к «боевым»: погрузка-разгрузка, асфальт, бездорожье, пыльная грунтовка…

О модернизации строительных Сканий мы уже рассказывали в АР №24, 2011: несмотря на прежний облик, в конструкции появилось немало изменений. Среди них — передний буксирный палец, способный выдержать 35-тонную нагрузку, заказная коробка-«робот» Opticruise с новым «внедорожным» режимом, стальной бампер, выступающий вперед на 135 мм (его «угол атаки» — 25 градусов), дополнительные круглые противотуманки и фары дальнего света по заказу.

Самая внушительная версия Scania Mining для карьеров. Полная масса машины — 47,5 т, кузов сделала польская фирма KH-Kipper

Куда поедем для начала? В карьер, под погрузку — на версии 8х4 с «ручной» коробкой передач. Погрузчик Liebherr шустро насыпал полкузова песка, я отвез его к месту разгрузки… А где, кстати, включается «раздатка» для подъема кузова? Ага, клавишей слева от руля. Удобно! Да и в целом здесь все нравится: поведение на дороге, переключение передач, наконец, как поднимается и опускается кузов — плавно, без вибраций. Разве что, оперируя рычагом подъема-опускания кузова, приходится выворачивать руку за спину (зато этот рычаг случайно не заденешь), а хода рычага КПП «внизу» от нейтрали сближены (что, кстати, наблюдается и у самосвалов Volvо).

Теперь прохватим по пыльной песчаной «грунтовке» на полнопривод­ном самосвале 6х6. Правда, я ездил «на заднем приводе»: поскольку в день испытаний было сухо, не понадобилось подключать ни передний мост, ни тем более многочисленные блокировки дифференциалов. Но все это можно включить прямо на ходу новым и очень удобным круговым переключателем: сначала — задний межосевой дифференциал, затем — полный привод. Если и это не поможет — «врубаем» задние межколесные дифференциалы, а на самый крайний случай — еще и блокировку дифференциала в переднем мосту.

При этом на бездорожье у «скамейки» есть два явных плюса. Даже на серьезных ухабах и в колеях руль не выбивает из рук (он очень мягко «принимает» на себя все неровности), а в кабине — ни песка, ни пыли: отличная изоляция!

Блокировки диференциалов и полный привод включаются новым переключателем

Кстати, большинство самосалов для российских покупателей Scania выпускает на заводе в Питере и оснащает собственными кузовами питерского же производства, что очень удобно с точки зрения гарантии. Но если клиент захочет «что-нибудь этакое», ему привезут самосвал вместе с кузовом из-за границы. Это, например, впечатляющее исполнение Mining («карьерное»): за прошлый год Scania поставила российским покупателям около 250 таких машин — не просто по индивидуальным проектам, но и с обслуживанием «в комплекте». Если самосвалы Scania Mining работают там, куда «только вертолетом можно долететь», к ним высылают бригаду механиков! При этом затраты на покупку такого грузовика, 250—300 тысяч евро, — лишь небольшая часть от общего контракта. Главное, чтобы машина не простаивала.

Сам Mining выглядит внушительно: могучее шасси 8х4 на 24-дюймовых колесах с «зубастыми» шинами, кузов объемом 23 «куба» (по желанию — со здоровенным козырьком), полная масса — до 50 тонн. При этом на асфальте груженый Mining с коробкой-роботом Opticruise ведет себя ничуть не грубее «младших братьев»: электроника очень грамотно переключает передачи и автоматически включает тормоз-ретадер, стоит слегка нажать на тормозную педаль.

Только не надо забывать, что «робот» здесь с педалью сцепления, но ее надо выжимать только при трогании и полной остановке. Считается, что такая «трехпедальная» версия Opticruise рассчитана на более серьезные нагрузки, нежели «двухпедальная», без педали сцепления. В самой Opticruise — три режима: «обычный», «мощностной» (для подъемов) и уже упомянутый новый «внедорожный». Удивила криво стоящая баранка: в чем дело? «Скорее всего, кто-то из предыдущих водителей «выбил» ее, попав на серьезное препятствие», — предположил инструктор.

У «робота» Opticruise (управление им — с подрулевого рычажка) появился «внедорожный» режим. Среди новых опций — выступающий стальной бампер и круглая светотехника в нем

А еще удивило обилие коробок-роботов на показанных самосвалах. Ведь конкуренты из компании Volvo сознательно отказались поставлять в Россию самосвалы с «роботами»: мол, наши самосвальщики «рвут» такие коробки! Однако у специалистов Скании противоположное мнение: «Российские водители ничуть не хуже, чем польские или, скажем, словацкие. Будем их, равно как и дальнобойщиков, приучать к экономичным «роботам». А может быть, дело еще и в более выносливой конструкции сканиевской трансмиссии?

Кстати, недавно Скания-Русь организовала для своих сотрудников и продавцов сравнение с самосвалами других марок. После недели пробных поездок дилеры умудрились «убить» коробки передач МАНа и Iveco, но интересно не это. Как уверяют технические специалисты компании, по поведению к Скании ближе всего Volvo, а запомнились им MAN (очень «вялым» рулевым управлением) и китайский Shaanxi (сильными вибрациями в кабине). Представители Скании смеются: «При таких вибрациях самосвал должен сам собой развинчиваться!»

Что касается эксплуатации «сканосвалов» в нашей стране, то стоит отметить два момента. Первый заключается в следующем: у европейских грузовиков, оснащенных мочевинной системой нейтрализации SCR, при отсутствии мочевины резко падает крутящий момент. Так вот, в России строительные Скании (а на них стоят моторы Euro 4 с SCR) можно заказать в исполнении, где момент не будет уменьшаться! Конечно, это подталкивает клиентов к работе без мочевины (значит, выхлоп будет «грязным»), но что делать, если мочевину не подвезли, а самосвалам надо работать?

А на вторую особенность пожаловались сканиевские инструкторы: водителей, которые работали, скажем, на КАМАЗах, трудно приучать к вож­дению европейской техники. «Они стремятся «крутить» мотор и «втыкать» передачи с силой, вместо того чтобы мягко включать их и переключаться при 1500 об/мин…»


Дмитрий Силин,

дальнобойщик-частник
водит тягач Mercedes SK 1838

Сначала я ездил целый день на самосвалах Scania, а затем два дня подряд водил строительные МАНы. Конечно, МАНы 6х6 и 8х8 отлично лазят по бездорожью, а еще мне очень понравились подъемник-вышка и экскаватор на мановских шасси.

Но по поведению Scania и MAN — «две большие разницы»! Я уже старый и ленивый, хочу просто ехать и не думать ни о чем. Когда едешь на Скании — такое ощущение, что она сама меня везет, хоть с «ручкой», хоть с «роботом». Коробка-робот здесь думает так же, как и я!

А мановский «робот» (он не «родной», как у Скании, а «покупной», ZF AS-Tronic) начинает доказывать, что он умнее меня. Сел я на самосвал MAN с «роботом», поехал. И встал на 20-процентном подъеме: электроника начала мудрить, щелкать передачами туда-сюда. Тронулся вновь — та же история. Пришлось спускаться задом на «аварийке», переключать коробку передач в «ручной» режим и уже так забираться наверх. Инструктор пожал плечами: «У вас опыта мало!». Может, и мало: я вожу грузовики с 1981 года и в последние годы участвовал во всех грузовых испытаниях Авторевю.

А я скажу: как был мановский «робот» бестолковым (это мы выяснили еще во время зимних сравнительных испытаний тягачей, так и остался! К тому же у строительных МАНов неинформативное рулевое управление: связь «дорога—водитель» гораздо хуже, чем у Скании. А потому и общее впечатление от немецких машин более бледное.

Привет из Сургута

Через несколько дней после Скании показ строительной гаммы на Дмит­ровском автополигоне организовал и MAN при помощи сибирского подразделения МАН Центр Сургут. Среди любопытных исполнений — седельный тягач 8х8 с односкатной ошиновкой для 120-тонных автопоездов и «золотая ручка», она же «удээска» — словацкий эскаватор UDS на шасси 6х6. При этом MAN c UDS дешевле как привычной «удээски» на шасси Tatra, так и аналога на базе Iveco Trakker из Миасса (275 тысяч евро против 287 тысяч евро и 292 тысяч евро соответственно). Новенькие мановские самосвалы и вовсе недороги: вариант 6х4 можно купить всего за 116—124 тысяч евро — тогда как, скажем, аналогичная Scania 6х4 Euro 4 стоит около 140 тысяч евро. Но дело в том, что мановские продавцы до сих пор торгуют прошлогодними машинами Euro 3, завезенными во впечатляющих количествах. Интересно, когда эти запасы закончатся?

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи