БелАЗозаменитель: знакомимся с пятиосным Volvo

Фото: Максим Чернявский | Федор Лапшин

В прошлом выпуске рубрики мы подробно рассказывали о самосвалах-гигантах БелАЗ. А теперь перед вами пятиосник на шасси Volvo FMX, сделанный в России: по замыслу создателей он призван заменить в карьерах маленькие БелАЗы! Получится?

Самосвалы с количеством осей больше четырех — огромная редкость в нашей стране. Эти модели можно пересчитать по пальцам: в былые времена из Голландии, где распространены пятиосники, штучно завозили бэушные самосвалы местного ателье Terberg на базе Volvo, а из США — аналогичных капотных монстров. Помню, как такой «американец» не один день стоял на обочине Симферопольского шоссе с лопнувшими шинами и полным кузовом: понятно, перегрузили...

...и таких «американцев»: шестиосный Sterling еще и тащит за собой прицеп
...и таких «американцев»: шестиосный Sterling еще и тащит за собой прицеп
В былые времена в нашу страну завозили голландские пятиоски Terberg...
В былые времена в нашу страну завозили голландские пятиоски Terberg...
...и таких «американцев»: шестиосный Sterling еще и тащит за собой прицеп
...и таких «американцев»: шестиосный Sterling еще и тащит за собой прицеп
В былые времена в нашу страну завозили голландские пятиоски Terberg...
В былые времена в нашу страну завозили голландские пятиоски Terberg...
1 / 2

Пятиосные самосвалы пытались делать — в единичных экземплярах и без успеха — и российские производители: уже не существующий Яровит из ­Санкт-Петербурга и подмосковный Тонар (его вариант был, как и принято у Тонара, построен из китайских компонентов).

Пятиосный Тонар
Пятиосный Тонар
Пятиосный Яровит из Питера, похоже, остался в единственном экземпляре
Пятиосный Яровит из Питера, похоже, остался в единственном экземпляре
Пятиосный Тонар
Пятиосный Тонар
Пятиосный Яровит из Питера, похоже, остался в единственном экземпляре
Пятиосный Яровит из Питера, похоже, остался в единственном экземпляре
1 / 2

А наш автор Максим Чернявский подробно рассказывал об экспериментах российского подразделения Скании с пятиосками-углевозами для Кузбасса. Первый экземпляр, сделанный в 2013 году, поставили к забору из-за неудачной подкатной (или, как еще говорят, «ленивой», то есть неведущей) оси BPW. Поскольку она была шире остальных, то при езде ее колеса не попадали в колею — и ось постоянно автоматически поднималась, перегружая остальные. Более того, ту машину пришлось регистрировать как трактор из-за негабаритной ширины!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • пятиосный Яровит из Питера , похоже так и остался в единственном экземпляре>

    если мне память не изменяет , то правительство ленобласти выделило на очень льготных условиях огромную территорию ПроВорову и Ко именно под производство этих уникальных самосвалов и дурЁмар-Ёмобиля
    земля быстро была освоена и сдана в аренду - браво

  • Ведь уголь — груз легкий, c плотностью 0,8—1 т/м3,

    1.2-1.5 .. Что для вещества с плотностью в 2.26 -Даже маловато.

  • Я бы никогда не вспомнил, что до этого писали в АР про пятиосники, а Федор не только все напомнил, но еще и про судьбу каждого из проектов добавил.
    Крепко жмем Вам руку за такую статью!

  • .....Первый экземпляр, сделанный в 2013 году, поставили к забору из-за неудачной подкатной (или, как еще говорят, «ленивой», то есть неведущей) оси BPW. Поскольку она была шире остальных, то при езде ее колеса не попадали в колею — и ось постоянно автоматически поднималась, перегружая остальные.....
    Как такое вообще возможно? Как можно ещё на этапе проектирования не понимать, что такая система работать не будет? Что колея - это неизбежность в работе таких больших авто.....

    • Есть на работе МАН и Мерс с "ленивцами" ... Невозможно поднять ось на груженой машине ! Она сама падает при загрузке !!! И точно сама НЕ поднимется ... Из-за этого сложно в грязи ... А те сделали не по колее ... Расстрелять !

    • Сергей (SergeyFA), попробуйте для цитирования ставить уголок ">" перед цитатой и пустую строку после. Удобнее и читается лучше. Вот так, например:

      Первый экземпляр, сделанный в 2013 году,

      • СПАСИБО большое. Попробовал, получилось!!!

        • у них тут довольно много возможностей по форматированию, кстати. Вот:

          белый моноширинный шрифт на чёрном фоне без автоматических переносов строк. 

          начать с 4 пробелов после пустой строки - белый моноширинный шрифт на чёрном фоне. Удобно, если нужно показать таблицу, чтобы она не корёжилась.

          Автомобиль     мой
          Расход         рюмка
          Динамика       огонь

          нижний индекс - выделение одного слова тильдой ( ~ )слева
          верхний индекс - выделение одного слова крышкой ( ^ над 6) слева
          курсив - выделение одиночными звёздочками или подчёркиванием
          полужирный - выделение с обеих сторон двойными звёздочками или двойными подчёркиваниями
          зачёркивание выделение с обеих сторон двойными тильдами
          подчёркивания, похоже, нет

          цитата

          строка начинается с уголка ">", потом идёт цитата (сколь угодно длинная), после которой обязательна пустая строка.


          горизонтальная черта - строка из нескольких подчёркиваний

          Можно вставлять символы-картинки 😁😠😲😋😜🤣😍😔❄️🏜️🌏🏟️🏛️🏖️🏖️🏘️🏚️🏜️🏔️🏚️🏩🏙️🌌🌆⛺

  • .....При паспортной грузоподъемности около 30 т он предназначен для вывоза обычной породы из карьеров, и это по замыслу разработчиков — замена маленьким БелАЗам.....
    Очень лукавое заявление))) Там, где эта машина может ездить и возить породу используют не БелАЗы, а такие же машины с 3-мя 4-мя осями. А там, где реально нужен БелАЗ (даже самый маленький) этой машине делать нечего. она не выберется из карьера.

  • ось Teсma из Италии — 12-тонную, подъемную и самоподруливающую, с несложной конструкцией

    Как она сама подруливает? Никак не могу в мозгу представить это. Хочется подробностей с картинками или даже видео.

  • Возникла пара вопросов, если кто ответит, буду признателен:
    1) Слышал, что обогрев кузова выхлопом на машинах Евро5 и далее работает плохо, температуры выхлопа уже не хватает, так ли это?
    2) Работает ли у машины система стабилизации и ABS после такой переделки? Эту же ось нужно прописать в блок управления, хотя слышал, что с EBS это несложно...

    • Отвечаю.
      1) этого боялись еще года три назад. Конечно, выхлоп Евро 5 не такой горячий, но обогрев работает, если грамотно сделан
      2) машина сертифицирована, в сертификате стоит АБС для всех осей, в спецификации на шасси указано "без системы стабилизации"

      • Федор, спасибо большое!
        2) Стабилизация не нужна, потому что сертифицирована как внедорожник (N3G), понятно. Но все равно интересно, как ABS реализовали на пятой оси. Хотя тут вроде с заводской поддержкой строили, могли и по человечески запрограммировать.

        • я не разбираюсь в грузовой специфике, спрошу: а какая проблема с АБС может быть? АБСу всё равно, какая ось, он работает по колесу, был бы датчик скорости вращения и достаточно быстродействующий тормоз.

          • И сам блок АБС другой нужен, насколько я понимаю. И программное обеспечение на две новые "трубочки"....

            • нну, это не проблема же? И не обязательно устраивать шестнадцатиканальный ABS, как раз в силу независимости колёс и с точки зрения надёжности два-три блока представляются более разумным решением.
              Хотя, возможно, более дорогим. А, может, и нет - при размещении блоков ближе к обслуживаемой тележке на тех самых трубочках можно выиграть.

  • так, глядишь, однажды и пятиосники-беспилотники появятся!

    "Железо" тут вообще роли не играет, все дело в "софте".

  • А сколько елея было вылито на Яровит в своё время.... Что с ним случилось?

    • Ничего не случилось. Ещё одни поняли, что нельзя просто так взять и начать делать хорошую технику. Не пройдя весь путь по набиванию шишек и накоплению инженерного опыта.
      То же самое с МЗКТ. Уже лет 10 рассказывают про полноценную замену, но реально нет ни одного такого шасси, обладающего такими же характеристиками. Ибо ОПЫТ и преемственность невозможно купить или придумать.

  • Замечательная статья, Фёдор! Спасибо.

  • Исправьте, пожалуйста, опечатку в слове "заправлять" в тексте подписи к фото топливного бака.

Рекомендованные статьи