Троллейгрузы будущего: тягачи с рогами в Европе и Америке
Идея скрестить грузовик с троллейбусом не нова. Год назад мы рассказывали о грузовом троллейбусе ТГ-3 1963 года. Этот гибрид мог двигаться как по проводам, так и с помощью двигателя от ГАЗ-51. А сегодня сразу несколько компаний пытаются «приделать рога» современным грузовикам. И речь не о городских машинах, а о магистральных тягачах.
Уже несколько лет компания Siemens дорабатывает систему eHighway, суть работы которой в следующем: вдоль магистрали над правым рядом устанавливается контактная сеть, но предназначена она не для троллейбусов, а для автопоездов с тягачами-гибридами, оборудованными специальными токоприемниками.
Когда токоприемники опущены, тягач приводится в движение стандартным ДВС, которому может помогать электромотор, при наличии заряда в батарее за кабиной
Такой тягач имеет как двигатель внутреннего сгорания, так и электромотор. Причем оба агрегата могут работать и в паре, и по отдельности. Когда машина едет по обычным дорогам, основным в приводе является двигатель внутреннего сгорания, а электромотор играет лишь вспомогательную функцию.
При поднятных рогах, тягач может полностью перейти на электротягу
Но стоит выехать на оборудованное проводами шоссе, как из крыши тягача поднимаются специальные «рога». После их подключения к сети тягач может двигаться исключительно на электротяге. Интересно, что такой автопоезд не «привязан» к проводам и может, к примеру, в любой момент совершить обгон (тогда к электромотору автоматически подключится ДВС) и снова вернуться в свой ряд.
Стоимость постройки одного километра такой «троллейбусной» трассы составляет три миллиона евро, но Siemens видит в ней перспективы, поскольку это решение позволит резко сократить как расход топлива (при определенных условиях — до 80%), так и вредные выбросы.
Экспериментальный тягач Scania
Летом этого года контактная сеть была установлена на участке автобана Франкфурт—Дармштадт. По нему ездит гибридный тягач Scania, переделанный согласно описанию выше (его точные технические характеристики, увы, не сообщаются). Пока лишь в рамках испытаний, которые продлятся до весны следующего года. И если они пройдут успешно, не исключено оснащение контактной сетью и других автобанов в Германии.
Гибридные тягачи Mack и International на испытаниях в Лос-Анжелесе
И не только! В США тот же Siemens в партнерстве с местной компанией TransPower также проводит свои испытания. На участке дороги недалеко от порта Лос-Анжелеса тоже установлена контактная сеть, под которой ездят носатые американские тягачи «с рогами». При этом синий Mack — это дизель-электрический гибрид, а белый International тоже гибрид, но уже с газовым двигателем.
Токоприемники американских тягачей в сложенном виде располагаются за кабиной
Постройка демонстрационного участка длиной три мили обошлась в 13,6 миллиона евро. Но при положительных результатах испытаний правительство Калифорнии предполагает оснастить подъезды к порту проводами на постоянной основе.