Турок года: как Лапшин испытывал новый Ford под Стамбулом

Фото: Федор Лапшин

Игра слов: название международного конкурса «Грузовик года», в котором я представляю Россию, — Truck of the Year, а тягач, о котором пойдет речь, еще и Turk of the Year, «турок года»! Модель Ford F-Max создали и будут выпускать на турецкой земле — я познакомился с этой машиной и побывал в роли местного дальнобойщика.

Для начала процитирую фразу коллеги Лени Голованова о явлении, названном карго-культ: «Когда американцы во время Второй мировой сперва построили на островах Меланезии временные аэродромы, а потом покинули их, туземцы начали мастерить из соломы и пальмовых веток копии самолетов, радиостанций и вышек — чтобы опять приманить волшебный груз с небес».

Вот и турецкое совместное предприятие Ford Otosan, которое выпускает большие фордовские грузовики, — делало-делало самобытные модели Cargo, известные и у нас, а теперь там сотворили нечто очень похожее на тягачи «большой семерки» именитых европейских производителей (DAF, IVECO, MAN, Mercedes, Renault, Scania, Volvo). Неужто это тоже Cargo-культ — или достойный конкурент «большой семерке»?

Ночь не приносит прохлады и отдохновенья.

Над Босфором влажно и душно, гудят сухогрузы.

В бесчисленных лавочках кофе, ковры, арбузы,

На камнях Софии истерты века, как мгновенья.

Шумный восточный город; холмы, мечети.

Дома теснятся, друг другу садясь на крыши.

Километровой пробкой машины ползут, как мыши.

Я зеваю, рифмуя слова: «о прошедшем лете».

Святая София — знаменитый собор в Стамбуле, который вначале был христианским, потом мусульманским, а теперь стал музеем, и по нему бродят кошки, позируя туристам. «Арбуз» на местном языке звучит очень похоже — «карпуз». «Чай», как и у нас, — «чай». «Бардак» в переводе с турецкого... Не угадали, «стакан». «Дурак» — «остановка», от слова «дур», «стой».

Вот и я, когда вел новенький Ford по долинам и по взгорьям Подстамбулья, остановился — дурак, ага — на заправке (между прочим, Лукойл), чтобы сфотографировать роскошную Сканию (как и любят в Турции, бортовую, четырехосную, с местным тюнингом-колхозингом). Ее водитель-турок подошел со стаканчиком кофе в руке полюбопытствовать. Заглянул в новенькую кабину, поцокал языком, а я и попросил своего англоязычного сопровождающего: можно ли узнать, каков у этой Скании расход топлива?

Новый Ford рядом с роскошной бортовой Сканией, доверху груженной помидорами

Слушайте сюда, как говорят в Одессе. Расход топлива турецкого коллегу якобы вообще не интересует, поскольку главное — скорость доставки. Он возит томаты в ящиках из Анталии в Стамбул — это около 700 км, примерно как от Москвы до Питера, только еще через неслабые горы. Грузовик, повторю, бортовой, ­рефрижераторной установки нет. Поэтому, чтобы помидорки не попортились на жаре, турок гонит что есть мочи — опять же, по его словам, со скоростью 130—140, а то и 160 км/ч. Заливает, конечно. Но такие грузовики действительно носятся через Турцию как угорелые — тут их называют джетами. Не стой на пути!

Да и все местное дорожное движение, как выразился немецкий коллега, суицидальное. Пешеходы переходят дороги где хотят, не глядя на транспорт. Собаки тоже. Правда, пешеходы умудряются уворачиваться, а вот собакам иногда не везет. Ну а когда меня везли на легковушке, оставалось только молиться: турок гнал по обочине автобана со скоростью 120 км/ч, «шахматил» между рядами, а когда появлялся просвет, укладывал стрелку спидометра на все 160.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи