Крупная авария у села Ознобишино с грузовиком и автобусом — итог множества российских проблем
Наше издание старается не расказывать об автокатастрофах. Но этот случай — особенный: 13 июля у села Ознобишино (оно находится в Подмосковье, но юридически — в Новой Москве) сошлись груженый самосвал и рейсовый автобус. Страшная трагедия, в результате которой погибло 18 человек, — итог множества типично российских проблем…
Когда произошла катастрофа, я был в православном храме подмосковного города Климовска Московской области, которому помогаю в свободное время. Оттуда до места аварии — чуть больше 15 км, по подмосковным меркам — совсем рядом. Когда стало известно о происшедшем, батюшка сказал: «Прямо сейчас будем служить панихиду по погибшим».
Через несколько часов в интернете появились шокирующие фотографии. Автобус был так неестественно выгнут, что вначале показалось — это сочлененная «гармошка», состоящая из двух частей. Так до сих пор считают многие: даже в схеме происшествия, нарисованной агентством ИТАР-ТАСС, изображена «гармошка». Ничего подобного, автобус был «коротким», одиночным. Только его разорвало от удара пополам.
В Ознобишине я бывал не раз: место катастрофы — аккурат около местного храма (кстати, очень красивого, XIX века постройки). Там расположен Т-образный перекресток: к основному шоссе под уклоном примыкает второстепенное. По главной дороге, от станции Подольск, 1033-м маршрутом до Курилова, шел обычный рейсовый ЛиАЗ-5256. Вез местных жителей и дачников: был субботний день. В салоне — 64 человека, причем в момент аварии автобус только отошел от остановки. В это время по поперечной дороге несся доверху груженый самосвал КАМАЗ-65115. Уже известно, что он был перегружен на две тонны: в кузове — 17 тонн щебня.
За рулем — Грачья Арутюнян из Армении. У Арутюняна нет российских водительских прав, только армянские. Он родился в том же ноябре 1967 года, что и я, только на восемь дней позже. Работал на фирму, принадлежащую другому армянину (которого сейчас «ищут пожарные, ищет милиция»). Здание, где якобы зарегистрирована фирма в Москве — по адресу улица Вавилова, дом 4 (там расположена масса неофициальных сервисов и прочих автоконтор), — расположено в нескольких сотнях метров от редакции Авторевю…
И еще одно совпадение, уже страшное: как уверяют родственники Арутюняна, тот поехал в Россию, чтобы заработать на памятник сыну, погибшему в армии Армении год назад. Вот и зарабатывал как мог.
Уже после катастрофы мэр Подмосковья заявил, что в ГИБДД есть данные о девяти случаях нарушения Арутюняном Правил дорожного движения, в том числе грубейших (выезд на «встречку», пересечение двойной сплошной и т.д.) Более того, он ездил с просроченными транзитными номерами, выданными еще в апреле. А сам самосвал, по данным из зала суда, был собран «из частей трех других КАМАЗов кустарным способом».
В общем, и водила, и его хозяин «накосячили» везде, где только смогли, разве что в момент катастрофы Арутюнян был трезвым. На записи с видеорегистратора видно, как КАМАЗ, не тормозя, на бешеной скорости вылетает на шоссе, обходя по «встречке» машины, стоящие перед знаком «Уступите дорогу». Увидев перед собой автобус, Арутюнян круто закладывает руль, самосвал падает на бок, мгновенно рассекая автобус на две части — и пассажиров, упавших в проем разорванного кузова, заваливает щебнем. Арутюнян почти не пострадал: в момент аварии его выбросило наружу через лобовое стекло.
Дальше — скупые сводки: «Первые «скорые» прибыли через 12 минут, первые пострадавшие доставлены в больницу Подольска через 25 минут». «К месту катастрофы направлено 80 единиц техники, включая пять вертолетов». «35 пострадавших находятся в больницах Подольска и Москвы, из них 14 в тяжелом состоянии. Погибло 18 человек, из них четверо умерло в больницах». При мне в нашем климовском храме отпевали женщину-кондуктора того самого автобуса. Господи, помилуй…
Все сошлось в этой трагедии: перекресток без светофора с плохой видимостью, где регулярно «бились» машины, гастарбайтер-нарушитель и его соотечественник-хозяин, выжимавший все соки из неисправной колымаги.
Сейчас в Армении пытаются сделать из этого дела политическое, заявляя о «дискриминации» и даже «геноциде» (которые заключаются лишь в том, что в зал суда Арутюняна доставили из больницы в женском халате: его одежду разрезали спасатели). Так вот: мы ничего не имеем против жителей чудесной страны Армении. Но у моего приятеля, который работал на крупном камазовским сервисе, среди папок с названиями компаний-клиентов была отдельная, с лаконичной надписью: «Армяне». Тогда я удивленно спросил:
— Настолько специфическая категория?
— Еще бы, — вздохнул тот. — Приезжает один из таких «камазистов» к нам на сервис: «Слушай, друг, машина совсем не едет!» Ну ладно, поехали вместе, покажешь. Выезжаем на трассу Москва—Питер — и он на груженом самосвале выжимает 120 км/ч. Я в шоке: «Да ты что творишь?» А водитель-армянин: «Я же говорю, дорогой, машина не едет. Раньше быстрее летала…» Водители в таких случаях говорят: «Умру, но газ не сброшу!»
Тормозил ли вообще Арутюнян перед перекрестком? Он хотел «с лету» повернуть налево со «встречки»? Или тормоза внезапно не сработали, и он, чтобы не врезаться в очередь из попутных машин, не придумал ничего лучше, как выскочить на «встречку», а с нее на шоссе? Это установит следствие, но в любом случае понятно: скорость была недопустимо высокой.
Один уважаемый российский автожурналист заявил в радиоэфире, что виной всему некая «аварийная система растормаживания» КАМАЗа, которая якобы работает на спирту и очень мешает водителям, а потому те ее испокон веку отключают. Ну и ну! Система растормаживания тут вообще ни при чем, а на спирту работали «осушители» пневмосистемы у древних грузовиков, не давая замерзнуть конденсату в трубках и клапанах. Но они были актуальны только зимой…
Если же ушел воздух из пневмосистемы КАМАЗа, самосвал, по идее, должен затормозить при помощи механических пружинных энергоаккумуляторов. Повторим, «по идее»: если колодки стерлись или энергоаккумуляторы не работали — машина не остановится. Скорее всего, так и было, учитывая общее состояние машины. Как вы думаете: садясь за руль такого грузовика, водитель должен понимать, чем это грозит?
Еще хотелось бы поговорить о пассивной безопасности самого автобуса. Нет, мы не собираемся рассуждать о том, мог ли автобусный кузов вообще выдержать такой удар: однозначно не мог. Однако могли ли быть менее тяжелыми последствия? А вот это не исключено.
Основные документы, которые законодательно регламентируют прочность кузова автобуса при аварии, — правила ЕЭК ООН №66, впервые принятые еще в 1986 году, и аналогичный им ГОСТ Р 41.66-99 1999 года. Они определяют, до какой степени должен деформироваться кузов при перевороте автобуса: чтобы проверить это, автобус, к примеру, «кувыркают» с 80-сантиметрового постамента или платформы.
Данным нормам ЛиАЗы, будем надеяться, отвечают (опять же, при соблюдении массы условий: честно пройденной сертификации, использовании правильной марки стали для труб каркаса, отсутствии дефектов сварки и т.д.). Но в таких случаях, как в Ознобишине, соответствие ГОСТу вряд ли поможет.
А вот в Евросоюзе уже есть ряд производителей, которые пошли «впереди паровоза» и по собственной инициативе усиливают конструкцию автобусных кузовов. Компания Volvo это впервые сделала еще в конце девяностых и провела показательные краш-тесты городских автобусов с легковыми автомобилями — как лобовой, так и боковой (легковушка массой 1800 кг ударила в алюминиевый борт на скорости 40 км/ч).
В свою очередь, Mercedes в 2011 году начал производство городской модели Citaro нового поколения, каркас которой усилен в соответствии с перспективными евронормами: сбоку — по правилу ЕЭК ООН №66/01, которое вступит в силу только в 2017 году спереди — по правилу ЕЭК ООН №29 (фронтальный удар, причем для туристических автобусов).
В связи с этим — риторический вопрос. Отечественные автомобили всегда славились низкой пассивной безопасностью, если не ее полным отсутствием: сколько человек гибнет в искореженных Жигулях-«классике» или, скажем, Газелях! А воз и ныне там: скажем, при создании новой Газели Next не проводились ни специальные меры по усилению кабины, ни дополнительные краш-тесты. Может, об этом пора задуматься хотя бы конструкторам ЛиАЗа?
Сейчас, когда гром грянул, власти стремятся всячески показать, что меры приняты. На злосчастном перекрестке мгновенно установили светофор, отбойный брус и «лежачего полицейского», а дорогу, с которой вылетел КАМАЗ, воообще закрыли для движения грузовиков. Начались проверки «грузовых» автоперевозчиков, на счету которых большое число аварий, а начиная с ноября будет запрещено принимать на работу водителей, не имеющих российских прав. Цитируем кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина: «Большинство мигрантов, которые пытаются пересдать на водительские права в России, сделать этого не могут: их подготовка очень слабая».
Арутюняна наверняка показательно посадят — возможно, даже на максимальные семь лет, которые предусмотрены УК РФ за подобные преступления. Но разве это решит проблему, если в стране — сотни тысяч «убитых» грузовиков, подозрительных транспортных компаний и гастарбайтеров, гоняющих сломя голову?
Интересно, что когда в июне в Саратове произошла очередная тяжелая авария с участием китайского самосвала, КАМАЗ выпустил официальное заявление: мол, мы предупреждали, что эта техника опасна в эксплуатации! Но на этот раз вместо официальных комментариев (хотя бы по поводу того, что вина лежит на тех, кто эксплуатировал машину) пресс-служба КАМАЗа продолжала публиковать бравурные сводки с ралли Шелковый путь...
Когда статья была написана, в Москве произошла авария как раз с китайским самосвалом Shaanxi. Но — вновь по вине армянского водителя. В час ночи на пустынной улице тот зачем-то хотел проскочить перед трамваем. Не рассчитал: снес трамваю «полморды», а вагоновожатая чудом не пострадала, отлетев от удара в салон. Тот самый случай: «Умру, но газ не сброшу».