Федор Лапшин провел испытания новейшего тягача Scania Streamline

Фото: компания Scania | Федор Лапшин

Дальнобойные тягачи становятся все экономичнее, «зеленее»… И умнее! Я веду по окрестностям шведского Седертелье тягач Scania в новейшем исполнении Streamline, а он не только сам переключает передачи (да еще в одном из трех выбранных режимов), но идет на круиз-контроле так, будто заранее видит, что во-он за тем поворотом или за той горкой. То разгоняется, то притормаживает, то вообще полностью убирает газ…Прямо-таки i-Scania — в смысле ай да Scania!

Я все чаще чувствую себя динозавром. «Вот море молодых колышат супербасы, мне триста лет, я выполз из тьмы…» Та или иная автомобильная компания показывает журналистам какую-нибудь модель прошлых десятилетий, а я, оказывается, помню ее дебют! Так и на этот раз: обновив тягачи, Scania присвоила им имя Streamline («обтекаемые»), которое уже существовало в истории фирмы в начале девяностых.

Streamline, Streamline… Ну как же, вспомнил! Двадцать лет назад, когда Авторевю еще было черно-белой газетой, я, молодой и зеленый, попал в голландский Антверпен на сравнительные испытания дальнобойных тягачей. Европейские «грузовые» испытатели смотрели на меня как на медведя, сбежавшего из-за железного занавеса: я был первым русским журналистом, с которым они общались. В тех испытаниях участвовали тогдашние флагманы — Mercedes SK, Renault Magnum, Iveco EuroStar, наконец, Volvo FH12, который только-только появился на свет. А Scania привезла тягач третьей серии в «обтекаемом» исполнении Streamline: его создали в 1991 году к столетию компании.

Тогдашние Streamline отличались полным комплектом спойлеров, включая щитки на шасси, и «зализанным» передком: его углы закруглили, бампер сделали обтекаемым, фары слегка утопили вглубь. За счет этого аэродинамическое сопротивление уменьшилось на 12—15%, а расход топлива — на 4—5%, или, по тогдашним меркам, на 2—3 л/100 км. Прежде такого не делал никто в Европе!

И цель была достигнута: по итогам испытаний, в которых я участвовал, самыми экономичными оказались как раз Streamline и ее конкурент Volvo FH с тесноватой, но тоже аэродинамичной кабиной (он появился двумя годами позже).

Обновленную модель «продували» в аэродинамической трубе
Над фарами появились пластиковые «крылышки»...
...а наружному солнцезащитному козырьку конструкторы «оттопырили ушки» по краям
0 / 0

Более того, те тягачи Scania были еще и фантастически надежными: для нынешней презентации сканиевцы отыскали вполне живую и бодрую, хотя местами поржавевшую, Streamline 1996 года выпуска с пробегом аж 2,7 млн км. Она возила почту по Швеции и работала бы дальше, но в начале 2012 года ее сняли с учета «по выслуге лет». Теперь, после реставрации, машина займет место в музее компании. Между прочим, Mercedes SK нашего эксперта-дальнобойщика Дмитрия Силина, выпущенный в 1994 году, тоже прошел схожее расстояние без капремонта, только ставить его в музей никто не собирается…

А имя Streamline вернулось к нынешним сканиевским моделям. И вот что любопытно: если остальные производители тягачей в Европе одновременно с доводкой двигателей до норм Euro 6 дружно (или судорожно?) провели рестайлинг либо вообще заменили кабины целиком, Scania не стала делать ни того ни другого. Но объявила, что машины стали экономичнее на 3—5% в исполнениях Euro 4/Euro 5 и на 5—8% в исполнении Euro 6. За счет чего?

Если сравнить тягач с человеком, тот может сильно измениться внешне: например, отпустить бороду или вставить сережку в ухо. Но можно измениться и внутренне — скажем, выучить шведский язык. Нечто похожее произошло и с обновленными «скамейками»: их главные ценности видны не с первого взгляда.

Держи живот в холоде!

Главное — не путать: Streamline — название не отдельной модели или кабины, а обновленного модельного ряда с самыми просторными кабинами R («эрки» на жаргоне дальнобойщиков) и более скромными G. Но поскольку сами кабины могут быть с высокой крышей (Highline) или очень высокой (Topline), то… «Стримлайн Топлайн» — где тут «отчество», а где «фамилия»?

Снаружи такие тягачи смогут отличить только знатоки — по двум деталям, которые дают экономию топлива в незначительные 1,2%. Но если принять средний расход за 35 л/100 км, а в год машина проходит 150 тысяч километров, то лишь одна эта мера позволит сберечь больше 600 л солярки!

«Мама и дочка»: слева — Scania Streamline образца 1991 года, справа — образца 2013 года

Ноздри-дефлекторы по углам кабины уступили место черным пластиковым «крылышкам» над фарами (вдобавок они уменьшают загрязнение дверей и ручек). А наружному солнцезащитному козырьку конструкторы немного «оттопырили ушки» по краям (раньше они были «прижаты» к кабине) — еще и для снижения аэродинамических шумов.

Узнав об этом, я задал каверзный вопрос: почему конструкторы вообще не отказались от козырька, как это сделал MAN у версии EfficientLine? Ведь козырек немного, но увеличивает расход топлива (по данным МАНа, вкупе с дудками-пневмосигналами на крыше примерно на 0,3 л/100 км).
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи