Урбанетик: знакомимся с беспилотным транспортером Mercedes

Фото: компания Daimler AG | Петр Грибачев

Шаттлы и беспилотники — новое веяние! Мы бы даже сказали — вирус. Заразился им и Mercedes: в Копенгагене представили концепт Vision Urbanetic.

Ох, Mercedes, и ты туда же! За неделю до презентации Урбанетика я побывал на Московском автосалоне, где облазил вдоль и поперек беспилотник ШАТЛ (это аббревиатура) — совместный проект НАМИ и КАМАЗа. И когда в Копенгагене на сцену выехал беспилотник с трехлучевой звездой, у меня возникло чувство дежавю.

Vision Urbanetic действительно напоминает наш ШАТЛ или МатрЁшку: та же однообъемная компоновка и тот же похожий на большую мыльницу кузов. Главное же отличие в том, что сам пассажирский отсек съемный, как у концепта Rinspeed, о котором мы рассказывали в АР №14, 2018. А в основе машины — «скейтборд», универсальная электрическая платформа, на которую смогут автоматически устанавливаться разные кузова.

ШАТЛ, совместная разработка НАМИ и КАМАЗа

Технической ­информации о платформе немного: известно лишь, что в отличие от ­полноуправляемых челноков Rinspeed и ШАТЛ здесь могут поворачиваться только передние колеса. Привод тоже передний, а во фронтальной части расположены электрические компоненты — скорее всего, аналогичные тем, что стоят на мерседесовских электрофургонах eSprinter и eVito (АР ­№15—16, 2018).

В выдвигающиеся на ходу «фары» встроены радары

Система автоматического управления вполне традиционна: спереди и сзади — радары и ультразвуковые датчики, на крыше кузова — лидары, бьющие на дальнюю дистанцию. Так что при обнаружении препятствия челнок сможет принимать самостоятельное решение — объехать или остановиться.

При этом предполагается, что челнок-такси можно будет вызвать с помощью приложения на смартфоне, — а чтобы понять, что приехала именно та машина, на ее передке высветится нужный номер. Внутрь ведет большая сдвижная дверь, которая у прототипа открывается уж очень медленно: двустворчатая «калитка» ШАТЛа делает это гораздо быстрее! Если хочешь смотреть по сторонам — можно разместиться в передней «аквариумной» зоне. Сзади — пространство с полукруглым диваном и полезные мелочи вроде отсека для бутылочек с питьевой водой или бегущей строки. По нашим прикидкам, внутри сможет поместиться около десяти человек, но поскольку поручней нет, то стоять, как в ­ШАТЛе, нельзя.

Параллельно Mercedes планирует создать целую систему перевозок, где челноки смогут общаться между собой, а их действия будут автоматически координироваться из командного пункта. Предполагается ­возить и грузы: достаточно сменить пассажирский кузов на фургон-«коробку» объемом десять кубометров, причем, если машина будет использоваться для доставки посылок, ее оснастят специальным устройством выдачи через окошко сбоку.

Концепт грузового модуля

А вот дронов и роботов на колесиках, как у концепт-фургона Mercedes Vision Van (АР №18, 2016), не будет — клиенту придется самому подходить к беспилотнику, прикладывать к экрану смартфон и получать посылку из открывшейся ячейки.

Контур передней «решетки» подсвечивается яркой иллюминацией

Однако представьте себе суровую зиму (которая бывает не только у нас, но и в той же Дании). К дому подъезжает такой беспилотник-фургон с посылкой из интернет-магазина, робот понимает, что вы получатель груза, радостно пищит, находит посылку в недрах себя... А лючок выдачи примерз! Потом, кое-как выудив посылку, вы собираетесь поехать по делам — и подзываете к себе челнок-маршрутку. Но чтобы обеспечить приемлемый запас хода, автоматика практически не использует электрический отопитель — и в салоне очень холодно. Страшно?

В одну из застекленных ниш разработчики посадили смешного человечка

Впрочем, разработчики уверяют, что находятся в начале большого пути, на котором полно препятствий в виде не только плохой погоды и т.п., но и особенностей законодательства. Поэтому когда беспилотники доведут до ума, их ареалами станут закрытые территории вроде кампусов университетов или аэропортов. И лишь после отработки технологий в тепличных условиях у них появится шанс оказаться на дорогах. По прогнозам — не раньше 2030 года.

Рекомендованные статьи