Там, где жили троллейбусы: мы посетили парк Мосгортранса в рамках презентации выставки Busworld

Фото: Федор Лапшин

На том же месте, в тот же час: выставка автобусов Busworld, которая проводится у нас раз в два года, должна пройти в «Крокус Экспо» c 25 по 27 октября. Ожидаются те же основные участники, что в 2020-м: Группа ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, «Транспортные системы», Самаркандский автобусный завод и продавцы «китайцев».

Понятно, что материнская бельгийская организация Busworld, которая проводит одноименные выставки по всему миру, прекратила поддерживать мероприятие в Москве, но его организаторы нашли новых партнеров — Транспортную ассоциацию московской агломерации (ТАМА) и единую транспортную систему «Автобусные линии страны» (ЕТС АЛС). Они подписали договор о сотрудничестве и переносе опыта столичных транспортников в регионы. Это в том числе модная нынче цифровизация — продажа электронных билетов, бесконтактная оплата и даже оплата проезда с мобильного.

Сам парк, где проходило мероприятие, — бывший Филевский автобусно-троллейбусный: он был основан в 1940 году и был рассчитан на 160 троллейбусов ЯТБ. В 1960-м в парк пришли и автобусы, а с 2015-го он именуется «филиал Центральный» Мосгортранса. Я был здесь еще в девяностых, когда Москва закупила большую партию турецких красно-белых автобусов Mercedes O325. С тех пор филиал разросся: к нему присоединили бывшие троллейбусные парки —  1-й на Ленинградском шоссе, 5-й на Ходынской улице и 4-й около Белорусской  (его превратили в модный «гастроквартал» Депо с кафе и ресторанами).

Сейчас о троллейбусном прошлом напоминают только модельки в местном музее, красочные баннеры с историческими машинами и «кладбище» троллейбусов в дальнем конце территории: по словам сотрудников парка, машины отсюда продолжают поступать в регионы — хотя они стоят на приколе с лета 2020 года, когда троллейбусное движение в Москве было прекращено.

То же касается потрепанных бело-зеленых автобусов ЛиАЗ на нижней площадке парка (на таком, причем еще с двигателем MAN Евро-3, я обучался в 2018 году, когда получал права в учебно-курсовом комбинате Мосгортранса). На столичные маршруты эти машины уже не выходят, а их дальнейшая судьба — опять же отправка в регионы.

 

Рабочая техника филиала сегодня — это 355 электробусов КАМАЗ и 420 дизельных автобусов разных марок: ЛиАЗы, Мерседесы Conecto из партии в сто машин, закупленной еще в 2014-м, и Спринтеры (но по линиям они уже не ходят, ведь маршрутки в Москве искоренили как класс). Спинтеры работают на заказных перевозках: это экскурсии, трансферы и т. д.

Напомним, что все электробусы обслуживаются по контракту жизненного цикла: по договору КАМАЗ в течение 15 лет занимается их сервисом и ремонтом, а потому при электробусных парках есть камазовские мини-филиалы — со своими ремзоной, специалистами и техничками, которые выезжают на линии по первому сигналу.

Но ведь у электробусов немало европейских комплектующих, включая электропортальные мосты ZF AVE 130, а в связи с санкциями поставка компонентов из Европы КАМАЗу запрещена. Как быть, особенно в связи с тем, что мосты, по неофициальной информации, нередко меняли целиком по гарантии? Они выходят из строя из-за химикатов, которые сыплют на улицы. Автобусники говорят, что идет обсуждение возможных решений... 

 

Поскольку такому количеству машин нужно немало водителей, я заглянул в комнату медосмотра, где шоферов «продувают» перед рейсом и измеряют им давление, и диспетчерскую — правда, без большого интерактивного экрана, который я ожидал увидеть.

Что по деньгам? Сотрудники парка уверяют, что средняя зарплата водителя сегодня — 75 тысяч рублей, причем с 1 марта оклады всех сотрудников увеличены на 4,8%: на входе висит объявление с указанием оклада от 80 до 130 тысяч. Доплата за управление электробусом — 30 руб/час, а ученикам с 1 февраля повысили стипендию с 30 до 40 тысяч.

Но и штрафы за ДТП по вине водителя неслабые: 30 тысяч рублей за первый раз, 50 тысяч за второй (в этом же году) и 100 тысяч за третий.

 

«Обязательно посмотри, тебе может попасться на глаза новый электробус-гармошка, который проходит испытания», — напутствовал меня Петр Грибачев. Действительно, при мне этот КАМАЗ стоял в парке (интересно, почему?), хотя вообще-то он ходит по маршруту №34. Среди его нововведений — полностью электрическое отопление вместо дизельной автономной печки у одиночных электробусов.

Еще одна новинка в парке — зарядная станция с обратными пантографами: они расположены не на крыше машин, как обычно, а на самой «электроколонке». Но при мне эта зарядка пустовала: таких КАМАЗов пока мало. Да и какая судьба ждет дальнейшее развитие московских электробусов в связи с нынешними санкциями? Вопрос открытый...

Рекомендованные статьи