Депо на Лесной: муляжи троллейбусов среди авторской еды

Фото: Федор Лапшин

В Москве, у Белорусского вокзала, уже два года работает фудмолл Депо, он же «гастроквартал» — собрание кафе, ресторанчиков и забегаловок в краснокирпичных зданиях вековой давности. Как заявлено на сайте Депо, это самый большой не только в стране, но и в мире фудмолл — тут 75 «ресторанных концепций» и 60 фермерских лавок. Как говорил персонаж Хрюн в давней телепередаче, «Внушаить!»

Еда и питье на любой вкус, вакцинация от ковида на втором этаже, живые выступления на сцене и всякие мероприятия — тут тебе и диджеи, и концерты, и сырные сомелье, и даже черная икра в подарок тем, кто потратил больше десяти тысяч рублей в соответствующем магазинчике. Парковка, естественно, платная, но в выходные — не протолкнуться! В общем, недешево, модно и шумно — но какое отношение все это имеет к рубрике «Грузовики и автобусы»?

Дело в том, что Депо открыли на месте бывшего Миусского парка — который сперва был трамвайным (с конца XIX века по 1957 год), позже троллейбусным. Ну а в конце 2014 года, еще за несколько лет до ликвидации троллейбусов в Москве, этот парк закрыли и в 2019-м нашли ему уже новое применение. А чтобы посетители чувствовали аутентичность места, по территории то тут, то там расставили старые троллейбусы... Или не совсем троллейбусы? Сейчас разберемся.

Вот работники фудмолла курят вдалеке от парадного въезда, у мусорных баков, прямо над которыми (какой символичный постамент!) вознесен троллейбус — едва ли не единственный настоящий из тех, что стоят в Депо, причем легендарный. Это чешская Skoda 9Tr18, выпущенная в 1973 году, — со сложной судьбой и грустной историей.

Она ходила по знаменитой горной троллейбусной магистрали Симферополь — Алушта — Ялта: сколько я ездил на таких стареньких машинах, путешествуя по Крыму в восьмидесятых—девяностых! Выходишь, скажем, на Ангарском перевале — и потопал с рюкзаком в гору Демерджи...

В двухтысячных этот экземпляр был списан и стоял у забора даже без колес и фар. В 2007-м его забрали в Москву, в музей Мосгортранса, — тут-то, казалось бы, все должно было измениться чудесным образом. Шкоду действительно через пару лет отреставрировали, но музей Мосгортранса не так давно (и в очередной раз) прекратил существование, а троллейбус приглянулся создателям Депо и был передан туда. И вот теперь его судьба — гнить под открытым небом на задворках Депо...

Еще одна настоящая машина здесь — вполне современный и потому малоинтересный минский БКМ (Белкоммунмаш) 2003 года, который служит цветочным магазинчиком и практически не виден за зеленью. Ну хоть под крышей стоит, и то ладно.

А что это в роли информационного киоска? Неужто кабина, отрезанная от троллейбуса СВАРЗ-МТБЭС (их делал Сокольнический вагоноремонтный завод)? Такой сохранился в коллекции Мосгортранса, но в Депо — просто макет. К счастью. Потому что отрезать от уникальной машины переднюю маску было бы просто варварством.

Ну хорошо, а сочлененный ЗиУ, который стоит в узком проходе между гастрономическими лавками, — он-то уж точно настоящий? Ведь совсем недавно подобные машины вовсю работали в Москве! Но стоит приглядеться — и видно, что это тоже макет, а точнее, муляж на колесах. Пропорции неверные, стекла затонированы наглухо (ведь за ними ничего нет), обшивка кузова из крашеной фанеры на саморезах...

Ну и наконец, грузовой троллейбус, обставленный по периметру барными стульями, — ведь можно же было найти и поставить сюда оригинальную машину, пускай и не на ходу! Например, такую, с которой мы знакомили читателей несколько лет назад. Но нет, и это муляж, отдаленно напоминающий дизель-электрический гибрид КТГ, — такие делали в Киеве. Создатели настолько не заморачивались, что даже не соорудили радиаторную решетку. А на бортах и даже на месте эмблемы написано «Martini» — поскольку с другой стороны этого якобы троллейбуса расположен бар.

Забытый всеми и заставленный дорогими автомобилями, с постамента бесстрастно взирает «революционер-ленинец рабочий Щепетильников», чьим именем был назван парк: ох, не мечтал он о таком даже не торжестве, а разгуле победившего капитализма! Впрочем, сам Щепетильников, как пишут исторические источники, еще в 1905 году уехал лечиться от чахотки «к Ленину, в Швейцарию» — да так там и закончил свои дни...

В общем, тем, кто просто хочет провести вкусный вечер, — рекомендуем Депо на Лесной. А тем, кто любит электротранспорт, — категорически не советуем. Одно расстройство.

Рекомендованные статьи