Витязь на рельсах: мы проехали по Москве на новом трамвае
Недавний материал о грустной судьбе московского троллейбуса мы начали со строк песни барда Якова Когана о ликвидации трамваев в Баку. А вот в Москве трамваи никто трогать не собирается. Более того, трамвайное движение активно развивается: недавно на одном из столичных маршрутов появились новые вагоны Витязь-М. И я не смог отказать себе в удовольствии прокатиться на одном из них.
Витязь-М — это совместная разработка компаний Трансмашхолдинг и Метровагонмаш. Его прототип был представлен на выставке ЭкспоСитиТранс в 2014 году. А в сентябре 2016 года эти компании выиграли тендер на поставку трех сотен таких трамваев в Москву. Производство, кстати, налажено в Твери на мощностях Тверского вагоностроительного завода, а в столицу новые вагоны доставляются оттуда фурами.
Польский трамвай Pesa на выставке ЭкспоСитиТранс 2014 года (фото Федора Лапшина)
Конструкция Витязей не нова. Еще пару лет назад в Москве появились аналогичные трехсекционные польские трамваи Pesa, созданные по заказу Уралвагонзавода. Но в отличие от них, новые Витязи — это полностью российская разработка.
Внешне Витязь-М с раскосыми передними фарами и огромной площадью остекления выглядит современно и симпатично. Внутри низкий пол и 60 мест для сидения. Общая пассажировместимость 260 человек. Естественно, здесь есть климатическая установка с кондиционером, светодиодные табло и системы видеонаблюдения.
Красный знак на корме включается на остановках и подсказывает, что трамвай нужно обходить спереди
Оснащены новые трамваи и особой навигационной системой, позволяющей проводить минимум времени на перекрестках. Когда трамвай подъезжает к светофору, на него передаются соответствующие данные. После этого сигнал оперативно переключается, предоставляя право проезда трамваю. По данным перевозчиков, введение этой системы позволило уменьшить среднее время, которое трамваи теряют на светофорах, с 41 секунды до восьми. А время ожидания трамвая на остановках сократилось аж в 4,8 раза.
Уж не знаю, правда ли это, но лично я ждал трамвай №17 (а Витязи ходят пока только по этому маршруту) на конечной остановке около Останкинского телецентра очень долго. Но это никак не связано с работой навигации — просто новых вагонов пока немного, и мне пришлось пропустить с десяток обычных трамваев. Ну вот наконец-то и Витязь-М — длинная синяя «колбаса» со скрипом проходит разворотный круг и подъезжает к остановке.
Входить можно через любую дверь — валидаторы для транспортных карт развешаны по всему салону. Чтобы в него проникнуть, нужно нажать на кнопку на двери, как на поездах Ласточка на МЦК. Сам салон очень светлый, чему способствуют огромные боковые окна. Их размер настолько велик, что подушки некоторых сидений даже размещены выше оконной линии, — сидишь как в аквариуме.
Подушка сиденья выше оконной линии, а под ней — ящик с песком для колес с подсветкой
Но к сиденьям, а точнее к их расположению в салоне трамвая, у меня возникли претензии. В короткой центральной секции места для пассажиров расположены по бортам — как в метро. В этом не было бы ничего плохого, но ширина прохода такова, что проходящие через этот отсек люди вынуждены буквально перепрыгивать через ноги тех, кто сидит. А пассажир, который сидит в начале и в конце центральной секции, сам того не желая, легко может подставить идущему подножку: одна из ног гарантированно располагается на поворотном круге.
Вообще про ноги пассажиров разработчики, похоже, думали в последнюю очередь. В передней и задней секциях салона есть сдвоенные сиденья, расположенные на подиумах над колесными тележками. Пассажир у окна чувствует себя неплохо, а вот его соседу приходится либо сидеть боком, либо свешивать в проход одну из ног: поставить перед собой обе не позволяет ширина подиума. Зато по периметру всего салона за сиденьями проложены светодиодные ленты, а над головами пассажиров висят грозди мониторов с полезной и не очень информацией.
А самые лучшие места, на мой взгляд, на галерке. Заняв одно из них, я приготовился к приятному путешествию в тишине. Но не тут-то было: на колесах одной из тележек, похоже, образовался прокат, от чего по салону разливался шум от толчков и вибрация. Но это скорее дефект конкретного образца. Проехав на другом экземпляре, я в этом убедился. И в целом поездка на новом трамвае оставила приятное впечатление – все же за державу не обидно. Ведь даже со странным расположением сидений (которое можно и пересмотреть) ехать на Витязе гораздо приятнее, чем на гремучих старых трамваях.
Увы, за все хорошее надо платить. Стоимость контракта на поставку Витязей в столицу — 56 миллиардов рублей. Разделив эту сумму на 300, можно прикинуть стоимость одного трамвая — 186,6 млн. Деньги гигантские, однако сюда входит не только сам трамвай, но и его обслуживание в течение следующих тридцати лет — именно на такой период работы и рассчитаны новые Витязи. И если трамвай — это лицо города, то новые трамваи его значительно омолодят.