Вояж на Voyage: оцениваем здоровье пригородных ЛиАЗов на шасси Scania
У автобусов Вояж трудная судьба. Под не существующей ныне маркой ГолАЗ они без преувеличения стали транспортным лицом Олимпиады в Сочи в 2014 году (я успел побывать на открытии их производства в 2013-м). А сразу после Игр их передали подмосковному перевозчику Мострансавто — и те автобусы колесят по Московской области до сих пор. А в этом году к ним присоединились аналогичные машины — похожие внешне, на тех же агрегатах Scania, но уже под маркой ЛиАЗ. На сервисной станции шведской марки в Голицыно я наблюдал, как они проходят ТО, а также разузнал кое-что о технических проблемах.
В цеху сразу несколько автобусов проходит обслуживание
Обслуживаются здесь только ЛиАЗы — подмосковный перевозчик получил 540 таких автобусов вместе с сервисным контрактом, который подразумевает периодическое ТО и гарантийный ремонт. А вот 709 более старых олимпийских ГолАЗов парки обслуживают и ремонтируют своими силами — пусть и по фирменным технологиям.
В отсеке около водителя располагаются аккумуляторы и блоки предохранителей
К старым ГолАЗам, кстати, обращены и основные претензии перевозчиков. 250-сильный двигатель на них работает без проблем, а вот сканиевский «робот» Opticruise отлично подходит для дальних марш-бросков, но маршруты с частыми остановками и пробками не любит — и быстро выходит из строя.
Двигатель Scania работает на автобусах отлично, а вот на новых ЛиАЗах установлен классический автомат ZF, а не робот
В Мострансавто начали искать варианты решения этой проблемы и даже установили на один такой автобус обычную автоматическую коробку Allison. Автобус с ней ходил по маршруту, не испытывая особых проблем. Потому в нынешних условиях ограниченных ресурсов перевод старых автобусов на «автоматы» может стать выгодным. Тем более что все новые ЛиАЗы также оснащены классическими «автоматами» — но не Allison, а ZF.
На руле и сиденье сервисные чехлы
Других серьезных технических проблем перевозчики не выявили. Есть, правда, претензии к кузовам: на тех же старых ГолАЗах, бывает, даже начинают протекать боковые стекла. У ликинских машин таких проблем нет.
В подмосковных автобусах, как и в столичных, проезд можно оплатить, приложив карту к валидатору
А настоящее бедствие для перевозчиков — это пассажиры-вандалы, которые потехи ради курочат внутреннее убранство, не стесняясь даже систем видеонаблюдения. Доходит до того, что на красивые синие сиденья приходится надевать убогие серые чехлы из прочной ткани: лучше пусть страдают они, чем обивка.
Эмблема ЛиАЗа плоская и плохо читается
Кстати, по контракту дилеры Скании отвечают не только за шасси, но и за весь автобус целиком. Поэтому если ремонт требуется элементам кузова или салона, то его также выполняют на станциях шведской марки.
Автобусы проходят обслуживание в одном помещении с грузовиками
Что же до технического обслуживания, то его Вояжи Мострансавто могут проходить только в двух местах — в Голицыно, а также на недавно открывшейся сервисной станции в Ногинске. И каждые 45 тысяч километров автобусы из многочисленных подмосковных парков приходится снимать с линии и вхолостую гнать в сервис — неудобно, но таковы, по всей видимости, условия контракта.
ТО длится около четырех—пяти часов и включает в себя стандартные процедуры вроде проверки и регулировки углов установки колес и замены тормозных колодок. И по данным Мострансавто, несмотря на все логистические особенности процесса, обслуживание у дилеров с применением исключительно оригинальных деталей дает свои плоды. Если в прошлом году с начала осени было выполнено 94% всех рейсов, то в нынешнем этот показатель вырос до 99%.