Спецгрузовики и фургоны: опыт питерской компании GlobBus и ее немецкого партнера Bott

Фото: компании-производители | Максим Чернявский

После публикации статьи о немецкой компании Карла Маурера (АР №4, 2013), где делают нестандартные грузовики MAN, мы решили продолжить тему. Я побывал в санкт-петербургской компании GlobBus, которая занимается постройкой специальных грузовиков и фургонов, а затем слетал к ее немецкому партнеру Bott, специалисту по «грузовой мебели».

Все представляют, как выглядит о­течественный грузовик аварийной службы? Обычно это старенький ЗИЛ с помятой железной будкой, из которой мужики в оранжевых жилетах вытаскивают газовый баллон, сварочный аппарат, лом...

Но давайте взглянем на совсем другие «аварийки». Три такие машины заказал ПетербургГаз (подразделение Газпрома) для ремонта трубопроводов в курортной зоне Санкт-Петербурга: там по бездорожью, вдоль воды, идут газовые трассы. Каждый из грузовиков на полнопривод­ном шасси MAN TGM стоит как космичес­кий корабль — и начинен не хуже!

По бокам кузова раскрываются «крылья», по которым при помощи гидравлики опускаются стеллажи с тяжелым оборудованием
Этот экземпляр с манипулятором Palfinger сам сгружает ящики, выдвигающиеся из кузова
0 / 0

Две машины — такие, как на снимке в заголовке, — обошлись газовикам не меньше чем в десять миллионов руб­лей каждая. Шасси стоит около 110 тысяч евро (4,4 млн рублей), еще около четырех-пяти миллионов рублей приходится на гидравлическое, сварочное и прочее оборудование, два миллиона — на кузов-трансформер с алюминиевыми панелями. По его бокам раскрываются створки-«крылья»: по ним на землю при помощи гидравлики спускаются стеллажи с тяжелым оборудованием. У третьего экземпляра (он отличается наличием манипулятора Palfinger) ремонтное оборудование хранится в полутонных клетях-ящиках, которые выдвигаются из кузова, а затем сама машина снимает их и ставит на землю. Тут уже только «начинка» кузова обошлась в 12 млн рублей!

Зато каждая из машин заменяет собой сразу несколько обычных и позволяет выполнять функции, которые не по зубам обычным «аварийкам»: например, «врезаться» в газопровод под давлением.  

Еще одна специальная «техничка» — на базе более компактного MAN TGL и не столь дорогая (примерно 5 млн руб­лей вместе с шасси) — обслуживает краны на атомных электростанциях, в первую очередь ЛАЭС в Сосновом Бору под Питером. Там расположен гигантский кран грузоподъемностью 800 т и с длиной стрелы 200 м (это не опечатка). Знаете, какова его задача? В случае аварии сбрасывать в реакторы борную кислоту, чтобы не случился второй Чернобыль... В гид­росистеме этого крана надо регулярно менять 1200 л масла, и как раз этим занимается бригада «технички». А поскольку машина будет обслуживать еще и строя­щуюся Калининградскую АЭС, атомщики, как и газовики, заказали двухрядную кабину: бригада сядет в нее, и машина, груженная бочками с маслом, поедет через Прибалтику. 

Так вот: «генподрядчик», который спроектировал эти машины и собрал их компоненты воедино, — небольшая питерская фирма GlobBus. Пять лет назад она отпочковалась от питерской фирмы CustomsClub, которая серьезно занимается автозвуком, прочим тюнингом и постройкой шоу-мобилей. Вначале здесь начали делать люксовые «микрики» (микроавтобусы на питерском жаргоне): потому-то в названии и присутствует слово «bus». Но потом стало ясно, что одними «микриками» дело не обойдется.

Дизайнерский «концепт» газовой «аварийки» для длительных автономных выездов
На переднем плане металлическая мебель. Вдали виден сварочный аппарат
Каждый инструмент зафиксирован на своем месте
0 / 0

С самого начала представители фирмы решили пользоваться услугами профессиональных дизайнеров. Казалось бы, зачем нужны дизайнеры для фургонов? Однако в разработке действительно участвуют студенты знаменитой Мухи — ныне Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Более того, представители фирмы сами преподают промышленный дизайн в Мухе! По их словам, главная проблема молодых дизайнеров — в том, что те проектируют «космолет или глубоководную скоростную подлодку», которые не имеют никакого отношения к реальности. А вот придумать планировку фургона, который будет построен, — совсем другое дело. 

 При этом компания делает ставку на импортную начинку кузовов — «ящики и шкафчики» из стандартных металлических элементов, зачастую похожих на многократно увеличенные детали детского конструктора. Их выпускает немецкая фирма Bott под Штутгартом: туда я и отправился. Надо заметить, что Bott не единственный производитель «грузовой мебели»: в той же Германии давно известна фирма Sortimo, и она присутствует на российском рынке еще с 2001 года. При этом штаб-квартира Sortimo расположена под Мюнхеном, а Bott — под Штутгартом... Баварцы и швабы всегда конкурировали друг с другом!

Так выглядит фургон-мастерская, переоборудованный фирмой Bott под ключ
«Мебельных дел мастер» устанавливает стеллажи в кузов очередного фургона
Сборочный цех завода Bott — светлый и почти стерильный
0 / 0

Владельцу фирмы Вильгельму Ботту принадлежат пять заводов в Европе и Америке, где производят и устанавливают в кузова рабочие места для мастеров, ремонтников, электронщиков, фармацевтов. По словам представителей компании, общий объем производства — 10 тысяч машин в год.

В интерьерах все продуманно: где что должно лежать, как крепится рабочий инструмент, откуда и какой идет свет. Заказчику достаточно назвать модель машины и сказать, что должно быть внутри. А в памяти компьютерной программы Configura содержатся десятки тысяч элементов оборудования и чертежи всех европейских цельнометаллических фургонов. С «грузовыми» надстройками еще проще: надо знать лишь внутренние габариты кузова и расположение дверей.

Дальше Configura сама предложит все возможные варианты, и заказчику остается определиться в мелочах: куда вывести воздуховоды? В каком углу будут розетки? Где закрепить, скажем, рулон бумажных полотенец? Немудрено, что только за ежегодное обслуживание и обновление этой программы герр Ботт платит триста тысяч евро.

При этом в фирме уделяют большое внимание исследованиям, а год назад провели краш-тест фургона со шкафчиками. Справедливости ради надо заметить, что пионером в этой области была упомянутая фирма Sortimo. Еще в АР №1, 2002 мы рассказывали, что ее представители ударили о стену на скорости около 50 км/ч универсал VW Passat, в багажнике которого лежал незакрепленный «набор электромонтера», — и выяснили, что седоки вряд ли уцелеют. Но если в кузове установлена «грузовая мебель» — никто не пострадает.

А теперь на фирме Bott собрали внутри кузова фургона мобильную мастерскую из стандартных элементов, набили ящики балластом общим весом 660 кг, даже пристегнули сзади пару газовых баллонов. А потом шарахнули те­лежку с кузовом о стенку на той же скорости 50 км/ч.

Интерьер фургона после краш-теста на скорости 50 км/ч: все элементы остались на местах

При этом никого не волновало, что произойдет с самим кузовом (пускай об этом заботится производитель базовой модели). Главное — чтобы, скажем, шкафчик с дрелями или баллон не сорвались с креплений и не превратились в неуправляемые снаряды.

Все элементы остались на своих мес­тах, при этом выяснился ряд интересных моментов: скажем, если кронштейны креп­ления к стенке согнуты под определенными углами, то они выдержат намного большую динамическую нагрузку при ударе. Тонкости «мебельного» дела! Немцы поясняют: «Наши клиенты не хотят покупать дешевое — им надо, чтобы было комфортно и безопасно».

Переоборудование одного фургона под ключ стоит в среднем четыре—шесть тысяч евро, и тот же ПетербургГаз приобрел 60 таких машин. После покупки фургонов газовикам даже пришлось переодеть рабочих в новенькие комбинезоны, чтобы те соответствовали имиджу.

Кстати, о российских реалиях. Один из клиентов фирмы через три месяца после покупки машины привез ее на гарантийный ремонт: «Сломался ваш хваленый немецкий шкаф». И знаете, что оказалось? Рабочие потеряли ключи от шкафчиков с одеждой и открыли замки монтировкой. Немцам такое и не снилось...

VW Crafter, переделанный компанией GlobBus, несет службу в пожарной охране Санкт-Петербурга, у дежурного по городу. В передней части кузова — купе, в задней — гардероб и шкафы для спасательного оборудования
VW Crafter, переделанный компанией GlobBus, несет службу в пожарной охране Санкт-Петербурга, у дежурного по городу. В передней части кузова — купе, в задней — гардероб и шкафы для спасательного оборудования
VW Crafter, переделанный компанией GlobBus, несет службу в пожарной охране Санкт-Петербурга, у дежурного по городу. В передней части кузова — купе, в задней — гардероб и шкафы для спасательного оборудования
0 / 0

Рекомендованные статьи