Yellow busmarine: на ретроавтобусе Robur — в Кронштадт!

Фото: Дмитрий Костров | Максим Чернявский | Федор Лапшин

Никакой ошибки в названии, ведь «bus» — это «автобус» и определение «marine», «морской», здесь кстати! Я взял на испытания ретроновинку из Санкт-Петербурга, великолепно восстановленный Robur LO 3000 1981 года выпуска, и отправился на нем в город-порт Кронштадт.

«Д-д-р, д-д-р», — урчит бензиновый двигатель воздушного охлаждения под капотом Робура. DDR — это Deutsche Dеmokratische Republik, Германская Демократическая Республика. Я так и не побывал там в советские годы, хотя усиленно ­изучал немецкий в школе и даже поработал переводчиком у гэдээровской семьи, которая приехала к нашей по обмену. А позже, в девяностых, когда начались командировки в Западную Европу, чуть не стал обладателем смешного Трабанта с двухцилиндровым моторчиком. Знакомый немец предложил: мол, стоит в углу гаража, хочешь — забирай. Но я как представил, что малолитражку надо гнать за тридевять земель в ­Москву, а потом растаможивать...

В общем, несмотря на богатую историю автомотопрома ГДР (легковые Trabant и Wartburg, грузовые IFA и Robur, еще автобусики Barkas и мотоциклы MZ) и обилие дома литературы на эту тему (папа ежегодно покупал мне в Доме социалистической книги альманахи Motor Kalender и Motor Jahr), я так и не был близко знаком c тамошней техникой. И вот теперь в моих руках Robur, да не грузовой, а пассажирский, поистине уникальный в нашей стране.

VEB Robur-Werke, «Народное предприятие „Заводы Робур“», располагалось в Циттау — неподалеку от Дрездена, на границе с Польшей и Чехословакией. Cам завод существовал с конца XIX века и вначале назывался Phӓnomen, «Феномен». Он выпускал мотоциклы, трициклы и легковушки, а затем небольшие грузовики Granit. Моторы традиционно были собственными, с воздушным охлаждением: статья о заводе в упомянутом альманахе Motor Jahr так и называлась — «Фанатики воздушного охлаждения». После войны завод долго не мог ­прийти в себя, и только в 1955-м производство грузовиков (позже они стали называться Garant) возобновилось, а годом позже их испытывал наш институт НАМИ.

Предшественники Робуров назывались Granit

Но массовых поставок Гранитов-Гарантов в СССР не было, да и более поздние модели Robur куда менее известны у нас, нежели грузовики IFA W50, хотя обе марки входили в одно объединение IFA.

Логотип выполнен в виде коленчатого вала

Неудивительно, поскольку у Робура были куда меньшие объемы и выпуска машин (IFA — 22 тысячи в год, Robur — восемь тысяч), и экспорта (если завод IFA только за 1974 год собирался завезти в Советский Союз десять тысяч грузовиков, то Robur поставил к нам столько же за все время!). Я не припоминаю Робуров в своем детстве, разве что в одном из выпусков сериала «Следствие ведут знатоки» шофер-злодей, который был причастен к хищениям, разъезжал на таком грузовичке. Впрочем, в 1985 году в Москве даже попытались было запустить Робуры (причем дизельные) в виде грузопассажирских такси, о чем сообщал журнал «За рулем».

Зато в Ленинграде рефрижераторы этой марки обслуживали Ленмясокомбинат. Они вместе с грузовичками Avia принадлежали к отдельной автоколонне иномарок и возили продукцию уже не существующей фабрики Самсон и второго колбасного завода. И здесь не обошлось без «шоферов-злодеев»! Рассказывают, что они вынимали из кузовов часть пенопласта-наполнителя, герметизировали образовавшееся пространство, заполняли водой, законопачивали — и так проезжали на заводскую территорию через весы. Потом воду сливали в укромном уголке и вместо нее закладывали «левое» мясо... Ни одного из тех фургонов в Питере уже не сохранилось. А откуда автобус, о котором пойдет речь?

В гараже «Рот Фронт» классические автомобили стоят в два этажа

Его обладатель, Дмитрий Костров, владеет гаражом «Рот Фронт» на территории одноименной фабрики на набережной реки Смоленки. Только фабрика не конфетная, как в Москве, а меховая: тут в советское время делали шапки, в которых ходили ленинградцы. Ну а в Rot Front Garage хранятся классические «поршаки» с воздушным охлаждением и прочие янгтаймеры — атмосферное место! И с не менее атмосферной кофейной стойкой, которая представляет собой переднюю облицовку индийского грузовика Tata. Здесь же машины чинят, что, разумеется, облегчило работу над Робуром.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи