Yellow busmarine: на ретроавтобусе Robur — в Кронштадт!
Никакой ошибки в названии, ведь «bus» — это «автобус» и определение «marine», «морской», здесь кстати! Я взял на испытания ретроновинку из Санкт-Петербурга, великолепно восстановленный Robur LO 3000 1981 года выпуска, и отправился на нем в город-порт Кронштадт.
«Д-д-р, д-д-р», — урчит бензиновый двигатель воздушного охлаждения под капотом Робура. DDR — это Deutsche Dеmokratische Republik, Германская Демократическая Республика. Я так и не побывал там в советские годы, хотя усиленно изучал немецкий в школе и даже поработал переводчиком у гэдээровской семьи, которая приехала к нашей по обмену. А позже, в девяностых, когда начались командировки в Западную Европу, чуть не стал обладателем смешного Трабанта с двухцилиндровым моторчиком. Знакомый немец предложил: мол, стоит в углу гаража, хочешь — забирай. Но я как представил, что малолитражку надо гнать за тридевять земель в Москву, а потом растаможивать...
В общем, несмотря на богатую историю автомотопрома ГДР (легковые Trabant и Wartburg, грузовые IFA и Robur, еще автобусики Barkas и мотоциклы MZ) и обилие дома литературы на эту тему (папа ежегодно покупал мне в Доме социалистической книги альманахи Motor Kalender и Motor Jahr), я так и не был близко знаком c тамошней техникой. И вот теперь в моих руках Robur, да не грузовой, а пассажирский, поистине уникальный в нашей стране.
VEB Robur-Werke, «Народное предприятие „Заводы Робур“», располагалось в Циттау — неподалеку от Дрездена, на границе с Польшей и Чехословакией. Cам завод существовал с конца XIX века и вначале назывался Phӓnomen, «Феномен». Он выпускал мотоциклы, трициклы и легковушки, а затем небольшие грузовики Granit. Моторы традиционно были собственными, с воздушным охлаждением: статья о заводе в упомянутом альманахе Motor Jahr так и называлась — «Фанатики воздушного охлаждения». После войны завод долго не мог прийти в себя, и только в 1955-м производство грузовиков (позже они стали называться Garant) возобновилось, а годом позже их испытывал наш институт НАМИ.
Предшественники Робуров назывались Granit
Но массовых поставок Гранитов-Гарантов в СССР не было, да и более поздние модели Robur куда менее известны у нас, нежели грузовики IFA W50, хотя обе марки входили в одно объединение IFA.
Логотип выполнен в виде коленчатого вала
Неудивительно, поскольку у Робура были куда меньшие объемы и выпуска машин (IFA — 22 тысячи в год, Robur — восемь тысяч), и экспорта (если завод IFA только за 1974 год собирался завезти в Советский Союз десять тысяч грузовиков, то Robur поставил к нам столько же за все время!). Я не припоминаю Робуров в своем детстве, разве что в одном из выпусков сериала «Следствие ведут знатоки» шофер-злодей, который был причастен к хищениям, разъезжал на таком грузовичке. Впрочем, в 1985 году в Москве даже попытались было запустить Робуры (причем дизельные) в виде грузопассажирских такси, о чем сообщал журнал «За рулем».
Зато в Ленинграде рефрижераторы этой марки обслуживали Ленмясокомбинат. Они вместе с грузовичками Avia принадлежали к отдельной автоколонне иномарок и возили продукцию уже не существующей фабрики Самсон и второго колбасного завода. И здесь не обошлось без «шоферов-злодеев»! Рассказывают, что они вынимали из кузовов часть пенопласта-наполнителя, герметизировали образовавшееся пространство, заполняли водой, законопачивали — и так проезжали на заводскую территорию через весы. Потом воду сливали в укромном уголке и вместо нее закладывали «левое» мясо... Ни одного из тех фургонов в Питере уже не сохранилось. А откуда автобус, о котором пойдет речь?
В гараже «Рот Фронт» классические автомобили стоят в два этажа