Зарядка для хвоста: Москва поедет на электробусах

Фото: Федор Лапшин

Вот это новость: правительство Москвы с 2021 года прекратит закупку дизельных автобусов и будет заказывать только электрические, а конкурс на поставку первых 300 экземпляров объявят в конце нынешнего года. Тем временем в столицу пришел очередной опытный электробус — китайский Yutong. Достойный конкурент ЛиАЗу «на батарейках», который испытывался здесь?

Место встречи изменить нельзя: Филевский автобусно-троллейбусный парк стал базой для опытных электробусов. В 2015 году я рассказывал о проводившихся здесь испытаниях самого первого электро-ЛиАЗа, в нынешнем январе сюда пришел ЛиАЗ нового поколения, созданный уже Группой ГАЗ (АР №2, 2017), затем здесь же испытывался Linkker из Финляндии (АР №8, 2017).

И вот теперь на знакомой площадке — знакомый ЛиАЗ, который уже завершил испытания, а перед ним — ярко-желтый Yutong. Оба работают исключительно от аккумуляторов и заряжаются через розетку в «хвосте» (у ЛиАЗа есть еще одна, в носу, прямо за эмблемой). Однако различий полно, но о них чуть позже.

Еще полтора года назад я относился к электробусам весьма скептически, но вот последние сообщения из Европы: в Люксембурге начали работать четыре машины Volvo 7900 Electric, еще 13 экземпляров приобрел шведский Мальмё. Голландские городки Венло и Горинхем заказали девять электробусов местной компании VDL. Польский производитель Solaris отправил 20 машин в Краков и готовит еще семь для Брюсселя. Даже в Минске начали работать два десятка электрических «гармошек» местной марки Белкоммунмаш. «Ширится, растет заболевание!»

По нашей информации, на начало 2016 года в Европе насчитывалось 1350 электробусов, но знаете, сколько их выпустили в том же году в Китае? Только не падайте: 115700, из них 21607 — марки Yutong.

Впрочем, в Европе двигатель внутреннего сгорания еще вовсю сопротивляется: скажем, польские Варшава и Вроцлав только что получили 140 новых дизельных автобусов Mercedes Citaro. Более того, у Мерседеса, который славится своими инновациями, пока вообще нет электробусов в гамме! Выхлоп машин Евро-6, тем более газовых, и так предельно чист, а шум убирается при помощи грамотной капсуляции.

Недавно я побывал в Мюнхене и заскочил на минутку в MAN Bus Forum — ­шоу-рум, где выставляются новейшие образцы мановских автобусов. И знаете, какая модель стоит там посреди зала? Нет, не электрическая и даже не гибридная — просто газовая.

Но Москва решила идти великим китайским путем — и на сайте мэра столицы 8 августа появилась статья, озаглавленная «С 2021 года Москва откажется от закупок дизельных автобусов». Там со ссылкой на европейский опыт (а как же!) говорится о неоспоримых преимуществах электробусов: они и экологичные, и малошумные, и затраты на их эксплуатацию меньше, нежели в случае с троллейбусом. В качестве доказательства приводится таблица, судя по которой один километр движения троллейбуса обходится в десять рублей, а электробуса — всего в 8,8. И далее в том же духе.

Там же сказано про конкурс на поставку первых 300 электробусов и про то, что в дальнейших планах уже ежегодно закупать по 300 подобных машин для столицы.

Обнародованы и технические требования, причем они уже претерпели редакцию: автобус должен быть полностью низкопольным, с вместимостью не менее 85 человек, снаряженной массой не более 12 т c небольшим (это позволит не превысить полную массу 18 т, максимально допустимую для двухосных машин). Минимальный пробег на одной зарядке с включенным отоплением или климат-контролем, но без пассажиров — 50—56 км в зависимости от средней скорости, с людьми в салоне — 34,5—40 км.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи