Завод DAF в Лейланде: славное прошлое и туманное будущее

Фото: Из архивов автора

Последняя новость компании DAF перед всеобщим карантином не выглядит особо впечатляющей: с конвейера фирмы в английском Лейланде сошел десятитысячный грузовик с кузовом, установленным непосредственно на заводе.

Однако это сообщение пришло с завода когда-то гигантского концерна, гордости британского автопрома. Корпорация Leyland — одна из старейших в мире, существовавшая аж с 1896 года. Начинала она, как и многие тогда, с производства еще паровых грузовиков и автобусов. За следующие полвека она развилась в крупнейший в империи концерн с десятком заводов, выпускавший почти все типы колесных машин, от легковушек до автобусов на собственных компонентах.

Грузовая программа Лейланда была основной и включала десятки семейств грузоподъемностью от 2 до 12 тонн. Фишкой грузовиков Leyland были имена собственные из мира животных — от «бобра» и «рыси» до «бизона» и «бегемота».

 

В 1968 году Leyland объединился с конкурентом British Motors, что стало вершиной в его истории. С тех пор в результате многочисленных кризисов его доля в автопроме неуклонно уменьшалась. В результате в 1987-м Leyland был приобретен голландским грузовым концерном DAF и позднее вошел в американский PACCAR. Интересно, что сначала англичане производили сразу два независимых семейства: праворульные ДАФы с двойным именем и собственные модели. Последние оснащались дизелями Perkins и собственными кабинами, а также нумерациями моделей: 50, 60 и 80 вместо 45—95 у голландских аналогов.

 

С именем Leyland связана и короткая автоистория марки в нашей стране. Она началась еще в 1974 году, когда на свет появились капотные фургончики Leyland Sherpa полной массой 1,85—2,4 т. Недорогие юркие Шерпы быстро стали популярными и производились много лет, модернизируясь и меняя имена на Morris, FreightRover и Leyland-DAF 200.

А в 1987 году была образована дочерняя фирма, LDV (Leyland-DAF Vans). Совместно с корейской Daewoo она разработала новое поколение малотоннажников Maxus полной массой 2,8—3,5 т. Они оснащались итальянскими дизелями VM Motori мощностью 95, 120 или 135 л.с. и механическими пятиступенчатыми коробками передач.

 

Фирму вместе с правами на Maxus в 2006 году выкупила наша группа ГАЗ. В планах было перенести сборку в Россию, расширить линейку и даже купить итальянского производителя моторов VM. Однако кризис спутал все планы, и уже в 2009 году LDV была продана китайцам из SAIC, которые нынче производят эти машины под именем Maxus-Datong на свежепостроенном для этого заводе, по полмиллиона штук в год.

Теперь Leyland производит только фургоны, в том числе фирменные Aerobody аэродинамической формы

На этом закончилась и российская, и общая история марки. Нынче Leyland всего лишь сборочный завод DAF в Англии. Он собирает праворульные версии голландских моделей и комплектные фургоны разных типов и габаритов. А ныне производство и вовсе приостановлено из-за карантина.

Рекомендованные статьи