Leyland московский: как автобусы из Англии ездили на улицах Москвы 100 лет назад

Фото: архив автора | Михаил Чемерис | Музей Москвы, компания Leyland | Музей Транспорта Москвы

Автобусному движению в Москве — сто лет! Восьмого августа 1924 года от Казанского до Белорусского вокзала пошли английские машины Leyland, и мы публикуем их историю во всех подробностях — по материалам советской прессы тех лет, архивов Мосгортранса и даже самой компании Leyland.

Автомобильные юбилеи — штука непростая. Начинаешь раскапывать ту или иную историю, а оказывается, что «все врут календари». Примерно так же и с московскими автобусами: на самом деле «механические омнибусы» работали в столице еще до революции. В 1907 году граф Шереметьев организовал пригородное сообщение на двух линейках, переделанных из грузовиков, а в 1908-м на улицы Москвы вышел полноценный здоровенный автобус Büssing... Но о дореволюционных проектах — в другой раз, а пока перейдем к Лейландам. 

Итак, на дворе стояло лето 1924 года: с Владимиром Ильичом страна уже попрощалась, а первых советских грузовиков АМО Ф-15 еще не было. И вот о чем писала «Вечерняя Москва» (далее ­Вечерка) 8 августа«Проекты памятника Ленину» (победил, конечно же, Ильич на броневике), «не покупайте у частных торговцев» («И в ночь ненастную меня несчастную, торговку частную ты пожалей...»), «электрификация окраин Москвы». Раздел «Суд и быт»: «расстрел за бандитизм», «арест воровки», «увлекшись работой, воры совсем не заметили, как нагрянула милиция...». Объявления: «Общедоступный ресторан. Пиво 50 к.», «Зубной врач и техник возвратился и возобновил прием», «Избавиться может всякий от пота, бородавок, мозолей, крыс, мышей, тараканов и др. паразитов» (вот это набор!). 

Объявление о начале автобусного движения, опубликованное на последней странице Вечерки

И среди прочего как бы невзначай: ­«Московское коммунальное хозяйство сегодня открывает регулярное ­автобусное движение между Каланчевской площ. и ­Белорусско-Балтийским вокзалом. Начинается движение с 8 часов утра, заканчивается в 11 вечера. Все расстояние разбивается на четыре станции, стоимость проезда одной станции 10 коп.» 

Главное здесь — слово «регулярное»: с тех пор автобусное движение в городе не прерывалось ни на день. Московская пресса вскоре поняла, насколько это яркое явление — автобус. В газетах и журналах публиковались снимки Лейландов, их шоферов воспевали в рассказах. Вот один из них, из журнала «Красная Нива». «В автобусе того маршрута, по которому я езжу каждое утро, мне особенно полюбился один шофер. <…> Профиль у него превосходен — твердый профиль квалифицированного пролетария. Из-под козырька фуражки выходит плавная линия... <…> Он всегда девственно выбрит — правило профессии. Руки в больших рукавицах с раструбами до локтя, точно у рыцарей Брабанта, спокойно лежат на рулевом колесе. <…> В своей зеркальной комнатке он совсем как поэт. Так же одинок, отъединен от людей и в то же время погружен зрением в кипение мира...»

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи