Знакомимся с белорусскими пожарками на выставке на ВДНХ

Фото: Петр Грибачев

Безусловно, главные шоу-стопперы проходящей в Москве российско-белорусской выставки — это БелАЗы, про которые мы уже рассказывали отдельно. Но привлекала внимание публики и яркая пожарная техника белорусской компании Пожснаб. С этими машинами я тоже решил познакомиться поближе.

Пожснаб строит технику и на шасси КАМАЗа. К примеру, этот полноприводный автомобиль оснащен 300-сильным двигателем Cummins

Фирма из города Борисова занимается постройкой пожарной техники с 2002 года — и сейчас в гамме уже больше сотни различных модификаций. На выставке показали две машины — на шасси МАЗа и КАМАЗа.

Под обтекателями — стеклопластиковая емкость объемом 3200 литров, а также 192-литровый бак для пенообразователя

Одно из ноу-хау белорусов — цистерны из особо прочного волокнистого стеклопластика. По образцу такого материала при мне изо всех сил колотили ломом — хоть бы хны! Его применением кардинально решили проблему с коррозией резервуаров — и увеличили надежность: только гарантия на цистерну составляет десять лет, а реальный прогнозируемый срок работы — больше 30 лет.

Собственно, из такого же стеклопластика выполнен и отсек для пожарного расчета. Стандартная кабина грузовика стыкуется с ним — и объединяется в единое целое. Это значит, что для обслуживания двигателя поднимается весь модуль — для этого используются особые, более грузоподъемные гидроцилиндры. Пожарные машины проходили испытания на безопасность — и выяснилось, что закабинник даже прочнее самой кабины.

Кстати, сами модули — стандартные. Их можно пристыковать, по сути, к любой кабине. Внутри — четыре посадочных места со специальными отсеками для кислородных баллонов в спинках. Конечно, о кожаной отделке и мягких подушечках речи не идет — но сидеть тут вполне удобно, дверь открывается на большой угол, а сам проход широкий. Интересно также, что даже лестницы, которые ведут в модуль, покрыты специальным шершавым материалом. Мне на полном серьезе разрешили попытаться поцарапать его ключом — я старался изо всех сил, но на ступеньках даже следа не осталось.

Тем же материалом покрыт и весь корпус трехосного МАЗа. Эта машина предназначена для работы с лесными пожарами — и специальное покрытие защищает от контакта с крупными ветками. Шасси МАЗа в данной конфигурации разработано специально по техзаданию Пожснаба. Передний мост у этой машины подключаемый — по схеме part-time. Благодаря этому автомобиль лучше себя ведет на асфальте, но при этом хорошо работает и вне его.

На шасси этого полноприводного МАЗа с 393-сильным двигателем Weichai установлена цистерна объемом 8000 литров и 420-литровый бак для пены

Кстати, агрегаты МАЗа уже традиционно антисанкционные — белорусско-китайский десятилитровый Weichai и механическая коробка Fast Gear. Да и большую часть надстройки белорусы делают без привлечения импортных комплектующих. К примеру, главный насос — российской фирмы Пожтехника, гидроцилиндры кабины — белорусского производства. Из иностранного — шины Continental, да оснастка — те же ломы, топоры или, например, пожарные рукава. Заменить все это «своим» — никаких проблем.

Хотя Пожснаб — один из основных поставщиков подобной техники внутри страны, в компании больше ориентируются на экспорт. Так, за последние несколько лет география поставок белорусских пожарок сильно расширилась. Партии пожснабовских машин были отправлены в страны Африки, Монголию и Казахстан, поставлялись машины и в Польшу. Годовой выпуск подобной техники сейчас порядка 250 машин. И в компании нацеливаются в том числе и на наш рынок — ведь не так давно белорусским фирмам разрешили участвовать в российских тендерах.

Впрочем, при всей своей технологичности техника Пожснаба недешевая. К примеру, если до конца февраля среднестатистическая российская пожарная машина на отечественном шасси с «железными» кабиной и цистерной стоила около 8—9 млн рублей, то аналогичная по характеристикам белорусская пожарка обошлась бы уже в 11—12 млн. Сейчас, конечно, цены увеличились, но пропорция должна сохраниться. 

Рекомендованные статьи