Новая Mazda 3: красавица или чудовище?

Фото: компания Mazda | Николай Пронин

Новая Mazda 3 стала, вероятно, самой главной премьерой осени — и, похоже, самой противоречивой. Перемены в дизайне и технике оказались близкими к революционным и почти никого не оставляют равнодушным. Я уверен, что найдется немало людей, которые лучше меня расскажут про новую технику Мазды, а вот в обсуждение дизайна я хотел бы подбросить и свои пять копеек. Меня зовут Николай Пронин, я занимаюсь промышленным дизайном, эскизным проектированием и графикой, а параллельно веду блог, в котором пытаюсь анализировать дизайн наиболее интересных автомобилей. Новая «трешка» меня, само собой, зацепила. Mazda говорит, что автомобиль стал развитием философии дизайна Kodo, суть которой в чистоте и минимализме. Но так ли проста эта Mazda 3, как кажется на первый взгляд? Попробуем разобраться.

В этой заметке я сконцентрируюсь на внешности, оставив за скобками интерьер, ведь там многое определяют тактильные ощущения, которые невозможно понять без контакта с машиной. Экстерьер же нетрудно оценить и на расстоянии.

Итак, Mazda 3 представлена сразу с двумя типами кузова — хэтчбек и седан. И несмотря на то, что они очень похожи, взаимозаменяемых кузовных элементов, кроме фар и капота, я у них обнаружить не смог. То есть с задней частью это и так очевидно, а вот нос поначалу кажется одинаковым, но если присмотреться, то и бампер, и решетка радиатора, и передние двери у хэтча с седаном индивидуальные. Обратите внимание на разницу формы верхней части рамки передней двери: у седана она острая, почти треугольная, ведь четырехдверная Mazda 3 на пять миллиметров выше хэтчбека.

Все говорит о том, что и передние крылья тоже неидентичны. У хэтчбека сразу за колесной аркой боковина сильнее «втянута» внутрь — на языке дизайнеров это называется негативной поверхностью. И своей формой эта «вмятина» стремится снизу и вверх. Кстати, из-за этого даже длина ножки бокового зеркала у седана и хэтча разная.

Пластика четырехдверного кузова формируется более четкими горизонтальными линиями, стремящимися к корме. Вместе с ними в длину растягиваются выпуклости боковины, а изгиб оконной рамки на задней стойке по всем канонам правильных пропорций стоит ровно по центру заднего колеса. Хотя линия подъема порога, плохо состыкованная с линиями бамперов, выглядит странно и нелогично.

У хэтча все по-другому: он просто ломает правила. Оконная линия не доходит до ступицы колеса — к ней вообще не привязан ни один элемент. Вся форма поверхностей направлена немного вверх, к задней стойке, акцентируя на ней внимание зрителя. А кроме линий порога, капота и окон, на его боковине нет ни одной четкой грани. Вся пластика кузова построена на игре света, тени и отражений (рефлексов). Вот это и есть дизайн-минимализм. А все видимые грани кузова рисуются отражениями и постоянно пребывают в состоянии суперпозиции, то есть они существуют и не существуют одновременно, в зависимости от направления взгляда зрителя.

Впрочем, несмотря на то, что в способах реализации дизайна Kodo две Мазды оказались очень разными, по своему телосложению и технике они, разумеется, остаются близнецами. Колесная база у них одинаковая (2725 мм), и пропорции у каждого типа кузова обычные переднеприводные. В базе помещаются три с небольшим колеса, а если считать строго между ступицами, то даже больше чем четыре полных диаметра, — это немало, поэтому создается положительное восприятие длины. Передний свес по-переднеприводному немаленький — ¾ колеса, а передняя стойка крыши не попадает в центр переднего колеса и «цепляет» край бампера. Считается, что чем ближе к ступице проходит воображаемая линия стойки, тем более статусным и стремительным кажется автомобиль. Однако видно, что Mazda не стала имитировать заднеприводные пропорции, вместо этого у седана длинный нос уравновешен задним свесом, в который умещается полное колесо, а у хэтчбека, наоборот, акцент сделан на сдвинутую вперед «кабину».

Осмелюсь предположить, что Mazda пыталась придать пятидверке пропорции суперкара, ведь длинный нос, короткий хвост и cab forward — это почти рецепт Lamborghini. Но я хочу предложить вам еще более неожиданную аналогию. Взгляните на Veyron — ведь у него и у Мазды 3 телосложение в чем-то похоже. Массив глухого металла за дверным окном и линия крыши, ниспадающая от самого ветрового стекла. Не находите?

Кстати, думаю, многие задаются вопросом, как хэтчбек с такой массивной стойкой будет смотреться на маленьких базовых колесах? Уверен, видок окажется не очень, но хитрость в том, что у Мазды нет маленьких базовых колес. Ведь в обнародованных спецификациях для американского рынка Mazda предусмотрела только две размерности — 215/45 R18 (как на всех фирменных парадных фотографиях) и 205/60 R16 в качестве «базы». Я специально заменил на фото 18-дюймовые колеса 16-дюймовыми штамповками, чтобы вы оценили разницу. Результат, конечно, не ахти, однако дело не в размере, потому что такие «шестнадцатые» колеса по своему внешнему диаметру на один миллиметр крупнее 18-дюймовых!

Хочу еще раз заострить внимание на самых интересных, на мой взгляд, приемах дизайна Kodo. Чтобы понять его главную фишку, давайте представим машину без лишней мишуры вроде фар, окон и прочих второстепенных элементов. Оставим только объем.

Кузов построен пересечениями трансформированных сферических объемов. Сферы вливаются друг в друга, сращиваются, вычитаются. Благодаря контролю «стыковки» этих поверхностей получилась на первый взгляд простая, но на деле очень сложная форма.

А еще мне интересно было взглянуть, как далеко Mazda в серийной машине отступила от обещаний, данных концепт-каром Kai 2017 года. Разница оказалось не такой значительной, чтобы вообще акцентировать на ней внимание, но в процессе сравнения я обнаружил еще одно доказательство того, что седан и хэтчбек Mazda 3 — это два разных в стилевом отношении автомобиля. Просто посмотрите на концепт-кар Mazda Vision Coupe — мы-то думали, что из него вырастет новая Mazda 6, но оказалось, что многие решения воплотились уже в седане Mazda 3. А хэтчбек, да, сделан из концепта Kai.

И еще одна фишечка, которую, возможно, вижу только я. Если вы тоже смотрели фильм «Интерстеллар», то наверняка помните модуляцию черной дыры. Так вот дизайнерам Мазды, на мой взгляд, удалось сделать ее подобие на боковинах кузова. Благодаря замысловатому сопряжению поверхностей они построили настоящую световую ловушку, создающую направленные, контролируемые отражения. Попадая на ее границы, отражения начинают идти по заданной траектории, подобно материи, захваченной гравитацией черной дыры, а пройдя «горизонт событий» поверхности, свет уже не может из нее выбраться.

Но особенно хорошо это заметно, как ни странно, не на «тройке», а на концепте Mazda Vision Coupe. Благодаря экстремальной форме поверхностей и менее жестким рамкам при постройке концепта можно в полном масштабе оценить сие явление: тут вам и колоссальных размеров аккреционный диск, нарисованный боковиной, и гравитационное линзирование, созданное порогом, и огромная пропасть возле разъема крыла и двери. Так и хочется сказать: Mazda, ты просто космос. Согласны?

Рекомендованные статьи